Зона бедствия: ради скоростного трамвая в Саратове снесут 2300 деревьев и 95 тыс. кв. м. газона. Восстановить не обещают

В рамках строительства линии скоростного трамвая в Саратове будет снесены 2363 дерева и 95,6 тыс. кв. м. газона. Саратовский эколог Ольга Пицунова не верит обещанию все восстановить и считает, что Саратов превращается в зону экологического неблагополучия. В пояснительной записке ЗАО «Институт «Трансэкопроект», нанятый для составления заключения о влиянии стройки на окружающую среду, утверждает, что «во время производства работ сносу подлежит 2363 дерева и 95 669 м2 газона». При этом он ссылается на ведомость работ, представленную в томе 6.1 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) зданий, строений и сооружений (шифр 5-909-П-ПОД-1-ВР)». Сам том в конкурсной документации имеется, но вот незадача — его страницы обрываются аккурат перед ведомостью работ. Судить о них можно было бы по сметной документации, однако ее в тендере тоже нет, как и в приложении к госконтракту.  Напомним, что тендер по строительству линии скоростного трамвая был проведен в середине декабря прошлого года. Его выиграло самарское ООО «С.И.Т.И». он предусматривает устройство коммуникаций, кабельных линий и реконструкцию трансформаторных подстанций. С трамваем же связывают благоустройство Детского парка, которым внезапно решила заняться мэрия Саратова. И приостановку работы трамваев по целому ряду городских маршрутов, что уже вызвало скандал, хотя Михаил Исаев и опроверг эту информацию. 
В целом в проектно-сметной документации подтверждается, что «предусмотрена вырубка зеленых насаждений в полосе отвода под скоростной трамвай». Вырубка будет производиться «в безлиственном состоянии с обязательным одновременным вывозом порубочных остатков». В бюджете также предусмотрены компенсационные затраты на вырубку, однако их сумма также нигде не указывается.
Без этих томов об объемах спила можно судить лишь косвенно — по количеству вывозимого мусора, просчитанного экологами. Так, на этапе подготовки территории с расплывчатой периодичностью «время проведения работ по вырубке» должно образовываться 2,8 тонн отходов сучьев, ветвей, вершинок. И 149,7 тонн отходов от корчевания пней. За тот же самый «период проведения работ». Сюда же стоит приплюсовать 749 тонн малоценной древесины (хвороста, валежника, обломки стволов), образовавшейся от вырубки деревьев. Авторы проекта обещают, что «по окончанию строительства проектом предусмотрено благоустройство территории и озеленение». Из последнего в документации указано лишь «восстановление газона слоем растительной земли толщиной 20 см с посевом семян газонных трав». Площадь восстанавливаемого и устраиваемого газона составит 96,1 тыс. кв. м. О количестве восстанавливаемых деревьев в открытой документации не сказано ни слова. О масштабах спила можно судить лишь по приложенным схемам, где красными и зелеными крестиками помечены сносимые деревья и газон соответственно. Например, здесь видно, что для прокладки сети и коммуникаций будет снесена вся (!) зеленая зона вдоль пр. 50 лет Октября. Островки сноса разной площади и длины встречаются на всем пути следования трамвая от 6-й Дачной до Мирного переулка. - Ни хрена себе! - так прокомментировала указанные выше цифры саратовский эколог Ольга Пицунова, констатировав, что любое благоустройство в Саратове «сводится к оголению улиц и уничтожению зеленых насаждений». Напомним, еще до начала массовых вырубок в прошлом году в Саратове было в среднем всего 3 кв. метра зелени на одного жителя при минимальной норме в 19,2 кв. метра и рекомендациях ВОЗ в 50 кв. метров.
- Это влечет ухудшение качества городской среды, воздуха, а это — прямая атака на наше здоровье, увеличение количества заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы как минимум. Я уже не говорю про запыление, которое влияет на рост заболеваемости онкологическими заболеваниями. Саратов превращается в зону экологического неблагополучия, - констатировала она.
Ответить на вопрос, 2300 деревьев — много это или мало для Саратова — Ольга Пицунова затруднилась. - К сожалению, у нас в Саратове не ведется учет деревьев, инвентаризации не было. С гордостью заявляют, что инвентаризация началась с набережной, где ради благоустройства опять-таки собираются вырубать деревья. Мы не можем сравнить это количество деревьев с каким-нибудь парком, но можно сказать, что это очень много, если считать по количеству очищенного воздуха на душу населения.
По данным эколога, 2300 деревьев — это примерно, в зависимости от плотности посадки, 50 га зеленых насаждений. Если участь, что в среднем 1 га зеленых насаждений (или 40-50 взрослых деревьев) поглощает в 1 час 8 л углекислого газа, то этот объем деревьев обеспечивают дыхание 10 тыс. человек. Причем, дерево с большей лиственной массой, то есть более взрослое, выделяет больше кислорода. И простой высадкой молодняка баланс кислорода и углекислого газа не восстановить. Не говоря уже о том, что количество пыли на озелененной территории уменьшается на 30%.
Эколог констатировала, что в отсутствии дендроплана нет возможности увидеть, предполагается ли компенсационное озеленение. Напомним, в проекте строительства линии скоростного трамвая обещано восстановление газона, про деревья ничего не говориться. - Это «потом» в Саратове никогда не случается. Это «потом» мы видели на Рахова, когда нам обещали газон. Это «потом» видели на Шехурдина, когда вырубали деревья вдоль железной дороги. Это «потом», когда Исаев обещал, что осенью посадит 1000 деревьев. Хотя даже если бы их посадили, не восполнили бы нанесенный ущерб, так как в прошлом году было вырублено более 2000 деревьев, - констатировала Пицунова.
Простой поиск в Google по фразе «2300 деревьев» показал, что до сих пор такой цифрой отличались только Москва, Краснодар и Улан-Удэ. В первой столько деревьев посадили в 2019 году в парках в честь новорожденных мальчиков и девочек. В Краснодаре именно столько деревьев, причем есть даже бонсай, высажено в красивейшем парке, профинансированном предпринимателем Сергеем Голицыным. А вот Улан-Удэ оказался побратимом Саратова: там столько зеленых насаждений официально уничтожили ради строительства насосной станции и трубопровода.