Банкротство подано: рестораны и фитнес уходят в пике. Все, как и говорили саратовские бизнесмены

Общая статистика банкротств в РФ говорит о заметном росте банкротств, особенно это касается ИП и граждан. Из отраслей наиболее подвержены разорению ожидаемо оказались те, что больше всего пострадали от карантинных ограничений — то есть спорт, культура и общепит. О том, что локдаун, запрет на работу в ночное время и недостаточная поддержка вызовет вал банкротств, саратовский бизнес предупреждал еще больше года назад. Общее число банкротств ИП и физлиц в 2021 году составило 192 846, это на 62% выше, чем годом ранее, подсчитал портал Федресурс. В ТОП-5 регионов по числу банкротств граждан попала Самарская область - 7946 человек. В пересчете банкротств на численность населения первенство снова за Поволжьем - 258 сообщений о реализации имущества ИП и физлиц на 100 тысяч населения в Ульяновской, 252 - в Самарской и 232 в Пензенской области.
Саратовская область по этому показателю тоже не в числе благополучных, ее показатель - 193 банкрота на 100 тысяч населения, рост составил 36,9% к 2020 году. В Нижегородской области на 100 тысяч граждан в среднем приходилось 136 банкротов, но динамика у региона выше - 42%.
Меньше всего банкротств на 100 тысяч населения в Поволжье приходилось в Марий Эл - 85 и Кировской области - 80 банкротов на 100 тысяч. Но рост этого показателя в обоих регионах был очень значителен. В Кировской области он составил 81,5%, в Марий Эл — 42,2%. По банкротствам юрлиц и фермерских хозяйств хуже всего в ПФО чувствует себя Башкирия, где их число выросло за год на 61,2%. На 44,2% компаний дошли до конкурсного производства в Чувашии, на 32,8% - в Ульяновской области. Саратовская область здесь даже в некотором плюсе - компаний, в отличие от ИП, в регионе в 2021 году обанкротилось на 8,5% меньше, чем год назад. В Пензенской области число банкротств юрлиц сократилось на 13%, в Кировской - на 20,3%, в Мордовии - на 23,6%.
В разрезе по видам деятельности под ударом оказались те отрасли, которые больше всего потеряли от карантинных ограничений. По стране в целом наибольший рост сообщений о введении конкурсного производства приходится на отрасли образования - 50%, культуры и спорта, здесь их стало на 40% больше, на 27,5% чаще банкротились гостиницы и учреждения общепита.
Ранее саратовские предприниматели, работающие в этих отраслях, неоднократно заявляли о тяжелом положении бизнеса и недостаточности предлагаемых государством мер поддержки, предрекали большой процент банкротств. Теперь их опасения подтверждает статистика. Весной 2020 года, по оценке саратовского ресторатора Андрея Табоякова, падение выручки местных предприятий общепита составило 100% и впереди - череда банкротств. Работу кафе разрешили только в августе, когда бизнес оценивал свое положение как крайне тяжелое, а в Москве уже месяц как работали летние веранды. Потери саратовских кафе от коронакризиса оценивались на тот момент в 1 млрд рублей. К ноябрю из кафе и ресторанов Саратова начал разбегаться персонал, в первую очередь - квалифицированный, сотрудники переезжали в более благоприятные для работы регионы. Сыграли свою роль и ограничения на работу общепита в вечернее время - ее ограничили до 21.00, в течение месяца Саратов был единственным городом в РФ с таким графиком работы кафе. Затем ограничения ослабили, запретив общепиту работать только после 23 часов. Но заведения, рассчитанные на работу ночью, получали от силы 5% прежней выручки. В 2021 году по инициативе саратовских рестораторов был проведен опрос, результаты его показали, что переболевшие коронавирусной инфекцией граждане заразились явно не в кафе и с посещением общепита свою болезнь не связывают.
— Если реально бороться с ковидом, то нельзя заниматься показухой по ресторанам. Тем более, что ни одна из анкет не подтвердила, что заболевшие были в ресторанах после 23.00. Поэтому такие ограничения — от лукавого, — подчеркивал предприниматель Александр Благодаров.
Не лучше чувствовал себя в период карантина и фитнес. - Многие бизнесмены сейчас думают: легче работать на дядю, зачем мне дался этот бизнес. Мне очень многие люди сейчас звонят и спрашивают: а как можно обанкротиться, что нужно для этого сделать? — рассказывал вскоре после введения запрета на работу спортзалов саратовский спортсмен и владелец сети клубов «Максюта Юнион» Вячеслав Максюта. В 2021 году положение не улучшилось, восполнить потери бизнес до конца не смог. Введение QR-кодов распугало как покупателей ТЦ, так и посетителей кафе и фитнес-центров. «Это уже не борьба с Covid-19, а, по факту, лишь воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», - говорилось в обращении, отправленном саратовским отделением "Опоры России" в облправительство и Роспотребнадзор. Как констатировал Вячеслав Максюта, QR-коды сократили число посетителей в фитнес-центрах на 70%. В целом по стране с начала 2021 года закрылось порядка 10% спортзалов, бизнесу стало нечем платить аренду, на которую приходилось порядка 30% выручки.