Бизнес поддержат амнистией. Саратовских предпринимателей извлекут из колоний, следствие по громким делам прекратят

В Саратовской области может быть прекращен ряд громких уголовных дел, если новый законопроект об амнистии для бизнеса будет принят Госдумой. У осужденных предпринимателей есть шансы выйти на свободу в ближайшие месяцы. Предложение амнистировать предпринимателей, осужденных или находящихся под следствием по экономическим статьям, было внесено в Госдуму. Предлагается освободить от наказания тех, кого осудили за мошенничество, присвоение или растрату, незаконное предпринимательство, уклонение от погашение кредиторской задолженности, незаконное использование средств индивидуализации товаров, уклонение от уплаты налогов и злоупотребление полномочиями. С осужденных могут снять судимость и освободить их от дополнительных наказаний, а заведенные по таким составам дела должны быть закрыты.
Законопроект внесен как мера поддержки бизнеса в период санкций и призван вернуть предпринимателей к экономической деятельности. Инициатива исходит от группы депутатов и сенатора от республики Коми Ольги Епифановой. В четверг, 17 февраля, документ был направлен в комитет Госдумы по госстроительству.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, многие статьи, по которым осуждают предпринимателей, имеют характер «резиновых». Так, мошенничеством (статья 159 УК РФ) может быть объявлена почти любая сделка, отчуждение активов и даже платеж, для этого достаточно лишь подтвердить, что при этом имел место обман или злоупотребление доверием. Статью 160 УК РФ (растрата), отмечают авторы законопроекта, «следствие зачастую без особых усилий может приспособить ее под свои потребности в конкретной ситуации». Нередко в уголовное дело по этой статье выливаются споры между наемным менеджментом и владельцами бизнеса, достаточно объявить действия менеджеров убыточными или наносящими ущерб. Треть обращений в адрес уполномоченного по правам бизнеса при президенте РФ касаются уголовного преследования бизнеса, почти 80% предпринимателей, опрошенных в 2021 году, считают ведение бизнеса в РФ небезопасным из-за риска оказаться под следствием.
«Проведение амнистии по «экономическим» статьям Уголовного кодекса Российской Федерации улучшит деловой климат, сделает ведение бизнеса более привлекательным, что послужит опорой для структурной перестройки экономики в кризисный период», - говорится в пояснительной записке.
- Даже если дело прекращено по амнистии, это худший вариант для человека не признающего вину, чем прекращение дела по реабилитирующим обстоятельствам, потому что к нему могут быть предъявлены всевозможные иски, - заметил по этому поводу саратовский адвокат Станислав Зайцев. Прекращение уголовного дела по амнистии, напомнил он, реабилитирующим основанием не является, поэтому если из обстоятельств дела вытекает какой-то ущерб, его могут взыскать с фигуранта. Амнистия избавляет только от отбытия наказания и штрафов, но не от материальной ответственности. Поэтому тому, кто считает себя невиновным, нет смысла соглашаться на амнистию, логичнее добиваться полной реабилитации. Сама процедура амнистии может занять до 6 месяцев.
- Если дело находится в производстве следственного органа, оно не должно направляться в суд. Но обычно, с учетом нашей неторопливой судебно-следственной системы, срок, когда амнистия должна применяться, составляет 6 месяцев. Те, кто уже осужден, могут ждать 6 месяцев, пока требования закона их коснутся и до них дойдет очередь, - объяснил адвокат. - Там, где ситуация касается вынесенного приговора, но не вступившего в законную силу, то есть между первой инстанцией и апелляцией, там апелляционная инстанция, естественно, должна применить амнистию, других вариантов там просто нет.
Эксперт при этом не исключает, что для новой амнистии могут прописать и какую-либо ускоренную процедуру применения. Как этот процесс будет выглядеть, станет ясно только после вступления закона в силу. Помимо указа об амнистии, отменил он, всегда издается и постановление о ее применении, все технические подробности указываются там. Возможно, документ дойдет до реализации не в том виде, в котором подан в Госдуму, например, круг лиц, подлежащих амнистии, могут и ограничить. В качестве примера уголовного преследования бизнеса Станислав Зайцев привел недавний случай в Саратовской области, когда два предпринимателя, отец и сын, получили реальные сроки лишения свободы, 1,8 лет и 2 года, за незаконное предпринимательство, так суд расценил их работу без лицензии. При этом за правонарушение, не относящееся к тяжким, осужденных приговорили не к колонии-поселению, а к колонии общего режима, и взяли под стражу в зале суда, не дожидаясь даже вступления приговора в законную силу. Под амнистию данный случай формально попадает, если она будет принята в нынешнем виде. Из фигурантов громких уголовных дел, приговоры по которым выносились последнее время в саратовских судах, амнистированными могут оказаться, в частности застройщики, осужденные по итогам расследований вокруг проблемных домов, Вячеслав Булатов и Владимир Белич, признанные виновными в мошенничестве, не исключена амнистия и для Алексея Абасова с Галиной Черновой, давших показания против саратовских чиновников. 
Из не завершенных уголовных дел могут прекратить по амнистии дело об уклонении от уплаты налогов, заведенное в отношении должностных лиц вольского ООО «Автотрасса», дело по факту мошенничества, касающееся инвестора комплекса "Триумфальный" на месте комбикормового завода, компании «Авангард-Агро», о нем в декабре сообщала облпрокуратура. Под вопросом оказывается и расследование дела о злоупотреблении полномочиями в отношении соучредителя компании «Ксиан» Елены Денисовой, а также новое уголовное дело об уклонении от уплаты налогов, о заведении которого пресс-служба СУ СКР сообщила буквально вчера. Внимание следствия привлекла саратовская строительная фирма, которую заподозрили в уклонении от уплаты НДС на сумму более 143 млн рублей. Какая это компания, следствие не поясняет.