Энгельсские локомотивы заехали в тупик: производитель двухсистемных электровозов признан банкротом

В отношении Энгельсского локомотивного завода открыто конкурсное производство. Такое решение 8 декабря вынес арбитражный суд. Предприятие, которому обещали большое будущее, дошло до финальной стадии банкротства быстрее чем за год. Иск о его несостоятельности «ВЭБ-Лизинг» подал в конце февраля. Общий объем долга компании на момент введения конкурсного производства составил 9,8 млрд рублей. В реестр требований кредиторов включены «ВЭБ-Лизинг» и налоговая. Интересен большой разброс в оценке имущества завода. По предварительным данным, которые привел конкурсный управляющий Александр Панин, оно может стоить от 3,6 млрд до 7 млрд рублей. Собственный капитал завода на 1 января был отрицательным, минус 10,1 млрд рублей, пассивы сформировались за счет привлеченных средств. Из этого и был сделан вывод о невозможности в короткий срок восстановить платежеспособность предприятия. Тем более, уникальные двухсистемные локомотивы, заявленные заводом, так и не сумели вывести на рынок, а других источников дохода у него нет. За счет реализации имущества завода, как пояснил на суде временный управляющий Виктор Алешичев, его платежеспособность восстановить не получится, на всех кредиторов полученных при этом средств не хватит.
Долг Энгельсского локомотивного завода перед «ВЭБ-Лизингом» вырос из тех средств, которые структура ВЭБа вложила в производство его локомотивов. Проект новых электровозов разрабатывали при участии канадского концерна Bombardier. Локомотивы должны были работать и на постоянном, и на переменном токе. Но найти новой продукции рынок сбыта так и не удалось. РЖД заявила, что российская инфраструктура и вагонный парк не готовы к такой новинке.
Перед тем, как попасть в банкротство, завод судился с «ВЭБ-Лизингом», пытаясь заставить компанию принять в уплату долга сами производственные корпуса, но дело это было проиграно. При этом собственник самого продукта, то есть локомотива, вовсе не ЭЛЗ, а ООО «Первая локомотивная компания». С июня нынешнего года в производстве областного арбитража находятся иски, поданные локомотивным заводом к ПЛК. Сначала их было два, позже общее число выросло до четырех, а общая сумма претензий дотянула до 8,2 млрд рублей. Завод взыскивает долги по договорам займа, заключавшимся в 2013-2016 годах и долг по аренде недвижимого имущества. Решений по этим делам пока не вынесено.
Претензии вытекают из отношений двух предприятий, создававшихся под проект уникального локомотива. ЭЛЗ по сути оболочка производства, на 2019 год в нем числилось всего 15 человек, хотя финансовый результат того же года превышал 404 млн рублей выручки, правда при 1,1 млрд рублей чистого убытка.
Бенефициарами банкротящейся сейчас компании выступали кипрские «Волкам Трейдинг Лтд» (50,1 %) и «Рафелар Холдингс Лимитед», люксембургский «ВЭБ Лизинг Эуроп С.а.р.л.» (14,9 %), а также Гарт Марина Геннадьевна (0,01%). Считается, что и ЭЛЗ, и возможно ООО «Первая локомотивная компания», у которой есть единственный учредитель - швейцарская фирма «Фёст локомотив холдинг ЛТД», связаны с бизнесменом Станиславом Гамзаловым, у которого в Саратовской области имеются крупные и успешно работающие вагоностроительные предприятия.
Между тем, в августе этого года к Первой локомотивной компании поступил еще один крупный иск. Немецкая фирма Leadec BV &Со. KG потребовала от нее 879,3 тысячи евро - долг и неустойку. Как выяснилось, в 2018 году ПЛК заключила соглашение о взаиморасчетах с итальянским производителем газовых воздухонагревателей Robur Prototyping & Materials GmbH. По этому договору ПЛК обязалась в течение 180 дней с даты его подписания уплатить партнеру 935,3 тысячи евро. Нынешний заявитель, немецкая фирма, перекупила этот долг, заключив договор цессии, и отправилась в суд. Решением московского арбитража от 29 октября 2020 года требования истца были удовлетворены. Но ПЛК подала на апелляцию, рассмотреть ее должны уже в будущем году, 11 января.