Мэр Исаев рубит под корень: прикрываясь пандемией, чиновники добились отмены решения суда об инвентаризации деревьев

В августе судья Волжского районного суда Наталья Гончарова вынесла решение, которое стало важной вехой в борьбе против муниципальных «древосеков». Зеленые защитники добились своего Это произошло 21 августа, решение вынесено по иску межрайонного природоохранного прокурора Виктора Ростова. Суд обязал администрацию города провести инвентаризацию зеленых насаждений, причем в течение года с момента вступления решения суда в силу. Отсутствие учета зеленых насаждений в Саратове природоохранная прокуратура выявила по итогам проверки, которую проводила после заявления «Бизнес-вектора». Сначала Виктор Ростов вынес представление в адрес администрация города, а когда стало ясно, что исполнять требования чиновники не собираются, последовало обращение в суд. Как рассказал помощник прокурора Максим Лукьянов, представлявший ведомство в суде, чиновники упирали на то, что денег на инвентаризацию в городской казне нет и не предвидится, бюджет дефицитный и вообще, есть дела и поважнее. Но у истца было иное мнение. — Мы считаем, что право населения на благоприятную окружающую среду является первоочередной задачей, — подчеркнул Лукьянов.
Мэрия пыталась использовать как лазейку и Правила благоустройства. Чиновники утверждали, что раз документ приняли в 2018 году и в нем прописано, что инвентаризация проводится раз в 10 лет, значит, у них вполне есть время до 2028 года. Прокуратура резонно возразила: это периодичность, а не срок для возможной волокиты, и суд с ней согласился.
Противореча самим себе, представители ответчика пытались уверить суд, что администрации районов Саратова уже занялись этим вопросом, а Фрунзенский район так вообще уже закончил. В доказательство было представлено письмо в мэрию от районных чиновников. А потом мэрия поставит деревья на учет в городском БТИ, которое сейчас находится в реорганизации. Прокуратура эти заявления на веру не приняла. По мнению помощника прокурора, у этих доводов была лишь одна цель: убедить суд, что мэрия не бездействует. Помощник прокурора Максим Лукьянов в суде заметил, что затягивая вопрос с инвентаризацией, чиновники тратят время и свое, и прокурорских работников, вместо того, чтобы заняться тем, что от них требует закон. При этом, рассказывая «БВ» о процессе, Лукьянов отметил, что прокуратура согласна была дать мэрии на пересчет деревьев 2 года, но судья Наталья Гончарова дала чиновникам только год, причем срок отсчитывается с момента вступления решения в суда в силу. Продуманный ход Очень странно было видеть такую решимость у судьи, которая, складывается впечатление, не горела желанием рассматривать этот скандальный вопрос. Ведь свой административный иск межрайонный природоохранный прокурор Виктор Ростов подал в суд еще 16 марта 2020 года. В заявлении в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц Виктор Ростов потребовал признать бездействие чиновников незаконным и возложить на мэрию Саратова обязанность провести полную инвентаризацию зеленых насаждений. Уже 1 апреля судья Гончарова вернула заявление истцу без рассмотрения, но 28 мая Саратовский областной суд рассмотрел частную жалобу Виктора Ростова и вынес определение в его пользу. 10 июня заявление вернулось снова к госпоже Гончаровой, однако уже 17-го снова покинуло стены Волжского суда и отправилось в Первый кассационный гражданский суд общей юрисдикции, так как с жалобой обратилась администрация Саратова. Но 30 июня этот суд оставил жалобу мэрии без рассмотрения по существу, так что пришлось Наталье Гончаровой начать, наконец, процесс.
После громкой победы саратовские активисты, так долго боровшиеся за городскую зелень, явно утратили бдительность, а вот чиновники расслабляться не стали. Их дальнейшие действия похожи на продуманный план: волну массового негодования ничем не сбить, так что в первой инстанции проиграть придется. Но дав на инвентаризацию всего лишь год, судья, желая того или нет, очень помогла мэрии. Вот два года – срок, который оспорить куда сложнее, а что такое год, да еще когда пандемия бушует.
Уже в октябре областной суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу от муниципалов. В ход пошла ровно та же обойма аргументов: инвентаризация это дорого, а бюджет и так в кризисе, никакие сроки администрация города не нарушила, раз Правила благоустройства были приняты в 2018 году, то конечный срок – 2028 год, а кроме того, город ведь не бездействует, вон, Фрунзенская администрация уже всю зелень на своей территории сосчитала. В итоге вчера, 11 декабря, тройка судей облсуда (на сайте ведомства указана только Лариса Черняева) пошла навстречу чиновникам. Мотивировочная часть пока неизвестна. Будем верить, что когда природоохранная прокуратура получит полный текст определения, она обратится в Первый кассационный суд общегражданской юрисдикции. Прозрачность не нужна Понятно, что аргументы муниципалов выглядят хило. С одной стороны, говорят о дороговизне, с другой – заложили же на инвентаризацию зеленых насаждений 600 тысяч рублей по Программе благоустройства города на 2021-2023 годы. Ее гордума приняла в октябре - и в том же месяце мэрия пошла бороться против решения Волжского райсуда. И если уж так сильно нужда схватила за горло, то зачем создали в структуре горадминистрации Управление по охране окружающей среды? Наплодили целых семь штатных единиц, которые должны учетом городской зелени заниматься. Когда для этого управления дело найдется – непонятно, а зарплату новые работнички уже сколько месяцев получают? И за что – за «разработку единой стратегии озеленения города»? Фрунзенские успехи – тоже смешно, как и обещание поставить деревья на учет в БТИ. Как пояснил помощник прокурора Максим Лукьянов, если заниматься инвентаризацией по всем правилам, у каждой улицы должен быть свой паспорт, в котором указано, сколько там деревьев и в каком они состоянии. Писем из администрации района, что она якобы провела инвентаризацию, недостаточно. Отметим, практика других муниципалитетов показывает, что зеленые насаждения принимаются на учет как городское имущество, то есть заниматься этим должно не БТИ, а профильный комитет в самой мэрии.
Да и вообще, как мэрия во главе с Михаилом Исаевым относится к своим обещаниям, показывают принимаемые ею документы. Летом Исаев пообещал возмущенным саратовцам высадить уже в этом году 1 тысячу новых крупномеров. Не высадил. Зато обещанная тысяча зеленых единиц обнаружилась в свежепринятой Программе благоустройства. Она там расфасована порциями по 328 экземпляров в год - не пойми чего, то ли деревьев, то ли кустов. Да такое скудное количество одна только зеленая комиссия, судя по ее протоколам, за месяц может уничтожить!
Понятно, почему чиновники так противятся учету зеленых насаждений: если каждое дерево будет стоять на учете и иметь свой паспорт, так вольготно топором не помашешь. Кроме того, пока нет инвентаризации, мэрии не только нельзя запретить пилить, не получится и обязать ее высадить деревья на тех улицах, где их не хватает. Депутат Госдумы Ольга Алимова, обращавшаяся в этом году Генпрокуратуру, чтобы остановить массовое уничтожение городских деревьев, считает, что чиновники сопротивляются учету по разным причинам:
- Понятно, что реестр и паспорт – это прозрачность, которая мэрии совершенно не нужна, но инвентаризация к тому же может выявить, что допустим, по деньгам высажено 100 саженцев, а обнаружено всего 10. Да мало ли что еще может выплыть! Была удобнейшая статья, по которой так приятно пилить. Сколько карманов озеленилось, а вы хотите всю музыку испортить. Когда суд вдруг принял решение в пользу горожан, да такое смелое, уже тогда было подозрительно. Без боя чиновники не сдадутся, но будем надеяться, природоохранная прокуратура с пути не свернет.