Потеря управляемости: эксперты о ситуации с тарифами на воду в Саратове и концессией КВС

Эксперты «БВ» прокомментировали новый виток скандала вокруг исполнения концессионного соглашения ООО «КВС» . Напомним, мэрия Саратова подала в суд, понуждая компанию к исполнению соглашения. Концессионер же потребовал увеличить в два раза тарифы на воду и в 2,5 раза — на водоотведение. Промышленник Дмитрий Ханенко говорит о потере управляемости и бесконечно долгих судах в отсутствие результата. Бизнесмен и экс-гордеп Олег Комаров считает, что «КВС» откровенно всех обманывает, а юрист Андрей Ларин называет сомнительными доводы обеих сторон. - К тарифам КВС всегда было много вопросов и депутаты гордумы Саратова не раз подозревали в нем коррупционную составляющую. Два года вплотную занимаюсь этой темой и напомню, что в один прекрасный момент всю воду перевели в разряд питьевой, хотя технологически также осталась и вода для полива, которую берут напрямую из Волги. «КВС» при этом утверждает, что она обрабатывается реагентами и доводится до уровня питьевой, но я считаю, что это не так. И, на мой взгляд, правительство молча им пошло на встречу в этом вопросе — та же глава комитета по регулированию тарифов Лариса Новикова подписывала этот тариф, - заметил Олег Комаров.  Он рассказал, что несколько лет назад был в составе комиссии, которая рассматривала вопрос о передаче хозяйства "Саратовводоканала" в концессию. 
- Тогда были три фирмы, но КВС кричала громче всех: «Дайте нам, мы не будем повышать тарифы, мы внедрим экономичные технологии, сократим потери, улучшим качество воды!» По факту ничего этого нет. Получается, что КВС обмануло и население, и правительство. И не ему при таких раскладах заикаться о тарифах, потому что к ним есть очень и очень много вопросов — как списывают затраты, какой объем сделали, выполняли ли инвестиционные программы. Я понимаю, что сейчас у КВС все трещит, люди видят, что везде вода, а  город перерыт, и они в этой ситуации пытаются сделать виноватыми кого-то другого — Бусаргина, Радаева, не желая признавать свою ответственность, - заключил бизнесмен. 
Напомним, что в Нижнем Новгороде, по версии следственного комитета, АО «Нижегородский водоканал» могло оказаться настоящей ОПГ. Руководство этой организации заподозрено в получении откатов на 57 млн рублей. Ранее топ-менеджеры компании работали в волгоградском ООО "Концессии водоснабжения", являющемся, как и саратовское ООО "КВС-Саратов", дочкой все той же УК "Лидер". Как считает следствие, подозреваемые создали целую систему откатов, получая по 10-15% с каждого контракта, но власти региона упорно не замечали проблему.  Директор саратовского завода им. Орджоникидзе Дмитрий Ханенко считает, что нужно понимать мотивацию происходящих процессов. А они во многом запущены под давлением общественного мнения и предпринимательского сообщества. 
- Дальше тянуть с этим нельзя — нужно что-то делать. На лицо утрата управляемости и суд — это крайняя мера, когда стороны не смогли договориться. При этом суд может длиться годами. И если иск здесь самоцель - подали и все, то мы не увидим ни результатов, ни изменения в лучшую сторону, - отметил он.
Промышленник с сожалением констатировал, что в ряде других вопросов областное правительство, мэрия Саратова проявляют твердость и даже жесткость, но в этом направлении на лицо «вялость и неспособность восстановить порядок». - Городские и областные власти нужны, чтобы оперативно и твердо решать вопросы для населения. Здесь такая возможность упущена. Почему - надо разбираться журналистам и правоохранительным органам. А то в каких-то вопросах мы жесткие до беспредела, а здесь ходим вокруг да около, - заключил Ханенко.  По его мнению, ситуация не только с КВС, но и с СПГЭС и с ПАО «Т Плюс» свидетельствует о полной потере управляемости в вопросах обеспечения коммунальными ресурсами. 
- Это какие-то анклавы,  которые живут собственной жизнью и собственными интересами. И ситуация вызывает большую тревогу и озабоченность. У нас большой регион, начато много проектов - инфекционная больница, стройки детских садов, школ, жилья - но с таким подходом они превращаются в какие-то нереализуемые задачи. Мы будем от этого страдать, а власть будет еле-еле дотягивать до показателей, по которым ее оценивают, - уверен директор завода. 
По его мнению, позитивные вещи в регионе еще происходят - темпы роста промышленности на уровне 16%, например, однако стоит задаться вопросом о том, «какова наша роль в этом и что мы такого сделали для этого успеха». - Если это стечение обстоятельств, то завтра мы их исчерпаем, а что будет дальше — неизвестно, если мы не умеем работать. Надо восстанавливать управляемость, - уверен Дмитрий Ханенко.  Напомним, в июне этого года саратовские промышленники подготовили письмо на имя премьер-министра Михаила Мишустина. В нем промышленники говорят о рэкете со стороны концессионера «КВС» и ГУП «Облводресурс» и методах борьбы с ними. Глава юридического бюро «Аргумент» Андрей Ларин считает, что доводы обеих сторон - и власти, и КВС - сомнительными.
- Любая концессия подразумевает, что инвестор вкладывает средства здесь и сейчас, а прибыль получает в долгосрочной перспективе. Поэтому доводы КВС о том, что их не обеспечивают выручкой, на мой взгляд, слабые. С другой стороны, администрация вряд ли только сейчас узнала, что концессионер не вкладывает предусмотренный объем средств. Если мэрия пытается обязать КВС выполнить какие-то работы при том, что срок исковой давности составляет три года, у них может это не получиться, - отмечает юрист.