Росимущество подало в обларбитраж иск о возвращении в госсобственность знаменитого участка на саратовской набережной

ООО «ЮК Фемида — Саратов» приобрела знаменитый участок возле гостиницы «Словакия» в 2008 году у его владелицы Гульнафисы Новинской. Сделка состоялась при посредничестве тогдашнего министра инвестиционной политики Александра Жандарова. Цена в 140 млн рублей за 70 соток была дороговатой, но компания намеревалась в интересах пензенских коммерсантов возвести на столь видном месте доходный объект – жилой дом высотой в 45 или 37 этажей. Планы эти бизнесмены в жизнь не воплотили, в том числе из-за активного противодействия саратовских властей. После многолетних судов и публично высказанных намерений областной власти разбить на этом месте исторический сквер в честь императора Петра I, в областной думе была предпринята попытка найти консенсус между мэрией и пензенскими. Ранее владельцы участка решили вернуть властям свою покупку и обратились к губернатору и мэру с предложением выкупить у них злосчастные сотки за 180 миллионов рублей, либо предоставить равную по стоимости и привлекательности инвестплощадку. На рабочем совещании в облдуме стало известно, что город предоставил компании в качестве компенсации за сотки на набережной земельный участок для строительства многоквартирного дома в районе Юбилейного, однако коммерсанты хотели бы увеличить разрешенную этажность. При этом в ходе обсуждения никто не упомянул, что ООО «ЮК Фемида — Саратов» подала иск в арбитраж причем сразу к Российской Федерации, требуя от мэрии Саратова, ряда областных структур и Министерств культуры и финансов РФ компенсацию в сумме 180 млн рублей. Обошли молчанием и самую простую и очевидную альтернативу – возможность через суд просто изъять «сакральные сотки» у нынешнего владельца. Вроде бы, точки соприкосновения на том совещании были найдены, но вмешательство спикера Госдумы Вячеслава Володина разбило вдребезги наметившийся консенсус. Посещая музей им. Чернышевского, Володин в присутствии губернатора Валерия Радаева и мэра Михаила Исаева напомнил, что участок на набережной закрыт охранной зоной, и на этой территории ничего, кроме благоустройства и воссоздания исторической среды, быть не может.
 — Повторите это еще раз, с тем чтобы копья не ломали и чтобы город свою казну поберег. А то начинают там пытаться торговаться, дайте нам 200-300 миллионов, мы тогда вам этот участок уступим. Да пускай он у вас будет в собственности, но, пожалуйста, посейте тут газончик, поливайте его…
Также Володин дал совет мэру Михаилу Исаеву:
— Прекратите вести все эти ненужные переговоры, потому что темы нету. Вы что хотите? У вас и так дефицит бюджета минус 600 миллионов, а вам тут начинают называть астрономические суммы. Пускай смотрят: либо газончик, либо парк, вот тут у них есть выбор.
Посыл подхватил депутат Госдумы Николай Панков, по его инициативе еще раз стряхнули пыль с исторических документов и выяснили, что в позапрошлом веке на месте заколдованных соток стоял дом отставного полковника Акимова, однако в 90-ые годы памятник истории регионального значения внезапно сгорел, а право аренды участка было мэрией Саратова продано на земельном аукционе в Москве в 1998 году. Через год арендатор Гульнафиса Новинская выкупила территорию у горадминистрации. При этом с молотка пошла земля, которую раньше занимал региональный объект. Было ли у мэрии право ее продавать?
Казалось бы, управление Росимущества получило в руки все карты, чтобы начать тяжбу и отсудить объект у коммерсантов в пользу государства, как это происходит уже третий год с территориями уничтоженного авиазавода. Но, по нашим данным, понадобились большие усилия депутат Николая Панкова и областного прокурора Сергия Филипенко, чтобы иск от федералов сегодня пришел в областной арбитраж.
Насколько нам известно, мотивировочная часть иска неожиданностей не содержит: компания «ЮК Фемида-Саратов» должна вернуть в собственность РФ участок, который получила в результате ничтожной сделки. В ее основе лежит незаконное и самоуправное распоряжение горадминистрации, выставившей землю на аукцион. Между тем, 2 ноября в обларбитраже будут дальше рассматривать пафосный иск пензенских бизнесменов к Российской Федерации. По логике вещей, в итоге оба иска будут объединены в одно производство. Вполне может быть, что исход его для предпринимателей, в свое время «залечивших» до смерти один из крупнейших авиазаводов страны, но уже потерявших большую часть трофеев, предрешен.