«Саратовгорэлектротранс» вляпался в дело Беликова. Эксперт считает, что налицо сговор

Ситуация с пассажирскими перевозками в Саратове и Энгельсе может повлечь за собой серию уголовных дел, аналогичных процессу против экс-главы АО «Автокомбинат-2» Андрея Беликова. Материалы разбирательства в арбитражном суде в очередной раз подтвердили, что не он один привлекал перевозчиков-ИП на маршруты, за работу на которых полагались компенсации за пассажиров-льготников. Не обходился без подобных схем и МУП «Саратовгорэлектротранс», казалось бы, больше всех страдающий от маршруток. Как поясняет пресс-служба областного арбитража, претензии к муниципальному предприятию предъявил ИП Александр Ушанов из Красного Текстильщика. С 2012 по 2018 год этот предприниматель заключал со СГЭТ договоры на перевозку пассажиров по автобусному маршруту №90, предоставляя для этого свой транспорт и водителей. Возили автобусы Ушанова в том числе и льготников, предприниматель регулярно отчитывался СГЭТ о проделанной работе и предъявлял отрывные талоны социальных проездных.
Компенсации за льготников, как и в случае с «Автокомбинатом-2», саратовское министерство соцразвития перечисляло «хозяину» маршрута - СГЭТ. Отдельный интерес представляет перечень подвижного состава, который перевозчик ставил на 90-ый маршрут. Это 20 автобусов Mercedes, сошедших с конвейера еще в прошлом веке. Самый старый из них - 1978 года выпуска, а самый новый – 1993-го.
Денег этих ИП Ушанов, работавший на маршруте, не получал, но их начисление подтверждается актом сверки взаимных расчетов между ним и СГЭТ. Как показала судебная экспертиза, долг муниципального предприятия перед перевозчиком составил 5,7 млн рублей. Решением от 18 сентября этого года суд постановил взыскать эту сумму с «Саратовгорэлектротранса». Решение это обжаловали в апелляционной инстанции и СГЭТ, и минсоцразвития. Разбирать жалобы 12 ААС будет 18 ноября. Напомним, именно получение компенсаций за льготников стало поводом для уголовного преследования Андрея Беликова, чей «Автокомбинат-2» действовал по аналогичной схеме. Предпринимателя обвинили в крупном мошенничестве. Нынешним летом дело снова вернули в прокуратуру, поскольку суд усмотрел в его действиях более тяжкое преступление - хищение бюджетных средств. Как полагает саратовский юрист Гелена Алексеева, неоднократно представлявшая в судах интересы независимых перевозчиков, дело против Беликова – не последнее. С учетом вскрывшихся фактов стоит ожидать в будущем новых уголовных процессов.
- Таких решений в арбитражной практике много. Они фигурируют и в уголовном деле Андрея Беликова, - напомнила она. - СГЭТ сам пассажиров не возил. И он, и «Межгородтранс», и «Автокомбинат-2» действовали по единой схеме. Установлена аналогичная схема работы «Автоколонны-40» с МУП «Энгельсэлектротранс».
Единственная компания, не попавшая в эту схему, по словам Гелены Алексеевой,  - «Икар», которая также передавала ИП свои маршруты, но никаких денег за льготников не получала. Но в целом ситуация, когда одни игроки рынка, не имея подвижного состава, получают маршрутные свидетельства и передают их другим перевозчикам, отмечает эксперт, может трактоваться только как сговор.
- Я думаю, что сейчас правоохранительные органы ждут, каким будет решение суда по делу Беликова. Другие перевозчики без единого автобуса получили права на маршруты и потом их благополучно продали. Это бизнес, который карается уголовным кодексом, - подчеркнула Гелена Алексеева.
Между тем администрация Саратова объявила новый конкурс перевозчиков, дающий шанс ИП, работавшим на чужих маршрутах, работать от своего имени. Теперь подвижной состав участники конкурса должны продемонстрировать в реале. Формально, компания со старыми автобусами или вообще без собственного автопарка попасть в перевозчики больше не должна.