Беззащитный Матвей Суслов - в уголовном деле бывшего предправления саратовского «Экономбанка» наметился неожиданный поворот

Экс-председатель правления «Экономбанка» Матвей Суслов, обвиняемый в мошенничестве и создании преступного сообщества, внезапно остался без адвоката. Так завершилось вчерашнее заседание по его делу в Октябрьском районном суде Саратова. Председательствующая Ксения Кузнецова поддержала отвод, заявленный следователем адвокату Суслова Елене Сергун.
Дело Матвея Суслова находится в производстве уже несколько лет. Всего по фактам хищений банковских средств было возбуждено семь дел в отношении топ-менеджеров банка. По версии следствия, сын основного бенефициара банка Александра Суслова вывел из организации сотни млн рублей, ценные бумаги и дорогостоящую недвижимость, причем имела место сложная разветвленная схема, долгое время кормившая всех вовлеченных в нее участников. Ущерб, по подсчетам следователей, превысил 1 млрд рублей. В апреле 2017 года Суслов и еще трое фигурантов были взяты под домашний арест, всем четверым предъявили обвинения в крупном мошенничестве - часть 4 статьи 159 УК РФ.
С июля 2016 года Сусловы, ни отец, ни сын, к «Экономбанку» уже отношения не имеют, его 99,99% акций перешли к уральскому ПАО «Меткомбанк». Он стал санатором саратовского банка после того, как тот оказался на грани банкротства и едва не потерял лицензию в 2015 году. АСВ решило, что санировать банк будет дешевле, чем выплачивать компенсации всем вкладчикам. Дело Матвея Суслова за 5 лет разрослось до немыслимых объемов, в нем 321 том непосредственно дела плюс доказательства еще в 2 тысячах томов. О завершении расследования было заявлено только в начале декабря этого года и на изучение дела обвиняемому дали время до 30 января 2023 года. И вот, когда половина этого срока миновала, обвиняемый лишился адвоката. Как пишет ИА «Взгляд-инфо», эксперты-юристы полагают, что это может вообще не дать рассмотреть дело по существу: ведь если Елена Сергун была, как утверждает следствие, «ненадлежащим защитником», то все следственные действия за 5 лет могут потерять процессуальную силу, а значит - дело придется возвращать обратно, или следователю, или прокурору.
Как пояснила «Взгляду» сама Елена Сергун, являвшаяся единственным защитником Суслова с момента возбуждения дела, отвод ей следствие заявило неожиданно для всех 20 декабря этого года, то есть до сих пор правоохранителей все устраивало. Повод для отвода - участие Елены Сергун в деле в качестве представителя интересов свидетеля, который впоследствии тоже стал обвиняемым. Свидетелем этим был Александр Суслов, в прошлом - основной владелец банка.
Кроме того, Елена Сергун в 2020 году представляла интересы супруги Матвея Суслова, когда та в Октябрьском райсуде добивалась снятия ареста со своего автомобиля. Конфликта интересов и противоречий между обвиняемыми нет, подчеркивает адвокат. Но суд признал законными основания для отвода и теперь у обвиняемого вообще нет защитника. Елена Сергун также напомнила, что отвод адвокату можно заявить в том случае, если он состоит в близком родстве с подзащитным, прокурором, судьей или следователем. Но родственницей никого из них адвокат не является и уверена, что Суслова просто хотят лишить возможности защищаться. Сам Матвей Суслов настаивает на своей невиновности. Несколько месяцев после задержания весной 2017 года он находился под стражей, в октябре 2018 был отпущен под подписку о невыезде.
Интересно, что в этом году в Саратове искали арендаторов для некогда принадлежавшего «Экономбанку» здания в центре города. Офисные площади, возводившиеся под его Центр обслуживания населения, готовы были сдать за 2,8 млн рублей в месяц. За год до того адвокат Елена Сергун поясняла, что офис на Московской, 49 находится под обеспечительными мерами в связи с уголовным делом. Чтобы сдать его в аренду, со здания должны были сначала снять арест.