Деприватизировать все: как саратовское Росимущество на усадьбе в Падах тренировалось изымать участки в госсобственность

Земли САЗа и Крытый рынок - далеко не единичные примеры массовой деприватизации, происходящей сейчас в Саратовской области. Как выяснил "БВ", первой ласточкой стал иск Росимущества по усадьбе Нарышкиных в селе Пады Балашовского района. В суд теруправление Росимущества обратилось еще в марте 2016 года. Ведомство просило признать отсутствующим у АО «Санаторий Пады» права собственности на земельный участок площадью 12 га в селе Пады Балашовского района. Ответчик естественно возражал, однако суд не стал откладывать дело в долгий ящик и уже в июне вынес решение в пользу Росимущества. Любопытны его формулировки, позволяющие изъять частное имущество в федеральную собственность спустя долгое время. В частности, в решении суда указывается, что в январе 2015 года арбитраж признал недействительными распоряжения администрации Балашовского района, а также договор купли-продажи, заключенный между чиновниками и ЗАО «Санаторий «Пады». История тянется с 2008 года — тогда за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности на объект культурного наследия «Усадьба Нарышкиных» (включен в реестр в 1976 году). Ценность представляет не только дореволюционная усадьба графа Льва Нарышкина, представителя боярского рода Нарышкиных, породнившегося с Петром I, но и тот факт, что управляющим в ней одно время работал декабрист Александр Беляев. Усадьба довольно обширна и включает в себя Дом Александра (204.2 кв. м.), фундамент дома декабриста А.П. Беляева (49.2 кв. м), часть кирпичного забора усадьбы, здания прачечной, амбара (жилое) (всего 264 кв. м.), сам дом Нарышкина с пекарней (жилое здание, 1109,1 кв. м.), три деревянных барака (жилые, 465 кв. м.) и еще один дом Нарышкина (жилое, 779 кв. м.). А также «Падовский приусадебный парк» с насаждениями-интродуцентами и прилегающей нагорной дубравой. В 1993 году участок в 21,25 га был предоставлен Падовскому санаторию им. В.И. Ленина (с 2000 года — ЗАО «Санаторий Пады») в безвозмездное пользование. В 2009 году серией документов местная администрация участок в 15,8 га, на котором и находилась усадьба, поделил на семь наделов разной площади, право пользования которыми также закрепили за ЗАО «Санаторий Пады». Самый большой из них — 11,8 га — был размежован, а в феврале 2010 года продан ЗАО «Санаторий Пады».
Теруправление Росимущества посчитало, что землю разделили без него, что неправильно, так как там находится федеральная собственность. При этом о разделе и продажи земли ведомство узнало из письма балашовской администрации только в 2014 году.
Все это никак не помешало восстановить пропущенный срок давности. Суд апеллировал к конвенции «О защите прав и свобод человека» 1950-го года, Европейскому суду по правам человека, определениям Конституционного суда РФ, а также доводам самого истца. И посчитал, что раз государство владеет строениями, то и земля под ней также принадлежит ему, как и исключительные права по распоряжению им. Формирование земельного участка и его межевание проходило без участия Росимущества, а его интересы оказались нарушены, так как принадлежащая ему собственность оказалась на разных участках. Росреестр же в нарушении закона зарегистрировал участки и договор купли-продажи.
В итоге суд отменил выделение земельного участка в 11,8 га, его межевание и регистрацию в Росреестре, обязав последнего снять его с кадастрового учета.
При этом суд уточнил, что никто не требует отказа ЗАО «Санаторий Пады» от права постоянного (бессрочного) пользования первоначальным земельным участком в 21,25 га. Росреестр и ЗАО «Санаторий Пады» пытались оспорить решение первой инстанции в апелляции и кассации, но безуспешно. В передаче дела в Верховный суд РФ было отказано. Росимущество, кстати, впоследствии обратилось в Росреестр с заявлением о прекращении права собственности на участок в 11,8 га. Но ведомство ему отказало, отметив, что в решении суда не указано, что делать с участком после того, как договор купли-продажи будет расторгнут. Это стало поводом для нового обращения Росимущества в суд, который в июне 2016 года решил, что запись в ЕГРП о праве собственности ЗАО не имеет под собой основания, а значит, и права собственности у организации тоже нет. Это решение суда уже никто оспаривать не стал. Судя по карте Росреестра, сейчас участок действительно снят с кадастрового учета. Кстати, не исключено, что именно такими формулировками мог руководствоваться арбитраж и при принятии решения по иску Росимущества в отношении земельного участка под Крытым рынком. Хотя наверняка об этом будет известно лишь после публикации мотивировочной части решения. Пока же история с усадьбой Нарышкиных в Падах выглядит если не репетицией, то пристрелкой в вопросе деприватизации федерального и муниципального имущества обратно. В современных реалиях эта практика в Саратовской области приобрела масштабный характер: вслед за Падами, она была реализована в Саратове. Под нее попали здание администрации Фрунзенского района, земли САЗа,  участок на Набережной и собственно Крытый рынок. Что дальше? Как писал БВ, собственно о реставрации усадьбы Нарышкиных задумались лишь спустя три года, в 2019 году. Несмотря на федеральную собственность, почему-то  администрация Балашовского МО выделила санаторию 12 млн рублей на подготовку проектной документации. Однако ни УФАС, ни прокуратуру этот факт не заинтересовал.  Впрочем, до дела дошло лишь через два года: только в апреле 2021 года минкульт РФ выделил 91,7 млн рублей и начал искать подрядчика на реконструкцию усадьбы.  Выиграло его московское ООО «Таласса» - оно уже получило аванс  в размере половины суммы.
Любопытно, что компания была создана лишь в 2019 году, при этом в ее портфеле уже 16 госконтрактов на 532 млн рублей. Из них большая часть - 9 - это контракты с минкультом РФ (432 млн рублей). Не удивительно, что срок исполнения контракта в Падах в итоге сдвинулся с 1 декабря 2022 года на 31 марта 2023 года. Учредителем ООО "Таласса" является Галина Чернушевич, выручка в 2020 году составила 183,1 млн рублей.