Калач не вывозит
К выставке начали готовиться еще летом. В соцсетях минкульта еще в июле было показано видеоприглашение с участием актера ТЮЗа Евгения Сафонова. Минкульт региона, курировавший экспозицию, отметил, что главной концепцией стенда стала прогулка по знаменитой саратовской набережной, где под ногами плещется волжская вода. Саратовцы в соцсетях поделились, что заметили у стенда свадебного тамаду из Саратова Сергея Беликова, "который пропиарился на «Пятнице» как жених Клавы Коки". А также толстовки саратовского бренда "Волга-река". Жителям понравились жестяные кружки этого бренда - приложив к ним ухо можно послушать интересные факты о Саратове. Но не все были в восторге, отмечая сходство кружек с тюремными. А еще на выставке показывают 13-минутный ролик о Саратовской области. В основе сюжета - факты о том, в чем Саратов был первым. - С точки зрения местного жителя, по каждому из пунктов можно задать вопросы и найти проблемы. С точки зрения москвича, открытка-приглашение поехать в город на выходные, - отмечает автор тг-канала "Открылось-закрылось". Маркетолог Дмитрий Шаров, выступающий с лекцией о поиске новой идентичности для Саратова и брендировании территории, был более критичен. Кстати, очередная его лекция сменила название: вместо "Реквиема по калачу" теперь это "Реквием по Петрушке". - Я до 7 минуты только смог досмотреть. На самом деле, все хорошо снято, голос прекрасный. Но динамика как у фильмов Тарковского, а по содержанию как сериал на втором канале. Не покидало ощущение когнитивного диссонанса, - заметил он в соцсетях.Комментаторы с ним согласились: "Тарковским там и не пахнет, сумбур картинок, была идея на то, что мы первые, но выполнение как-то натянуто", с содержанием саратовцы тоже согласны: "Сюжет убил наповал. Динамичность отрицательная".Кажется, история с экспозицией на ВДНХ - это тот случай, когда упомянутые Артемием Лебедевым носки от саратовской фабрики, сделали региону большую рекламу, чем огромный стенд за 79 млн рублей. Правда, название фабрики так и осталось загадкой, несмотря на множество вопросов дизайнеру. В сети, кстати, можно найти двухминутное видео 1981-го года об участии региона в выставке на ВДНХ. В нем звучит музыка из песни "Огней так много золотых", а вот в видеоряде - вывески и продукция заводов "Техстекло", строительно-монтажного треста № 7, "СаратовГэсстроя", колхоза им. К. Маркса, звероводческого совхоза "Анисовский", "СЭПО". Большое место в кадре занимают работающие приборы и оборудования заводов, в их числе - даже холодильник "Саратов". Кстати, ярый патриот отечественного автопрома и родного региона депутат ГД РФ Николай Панков в своем тг-канале ни слова не сказал об экспозиции Саратовской области на ВДНХ. Никак не поддержал стенд и в соцсетях спикера ГД РФ Вячеслава Володина и его сторонников.
Вероятно, до тех пор, пока Саратов не переосмыслит свой имидж, интерпретируя старые и создавая новые знаки территории и вкладываемые в них символы, у жителей будет повод стыдиться экспозиций и увольнять чиновников. Пока регион в сознании и чиновников, и жителей, а тем более туристов - набор советских и дореволюционных символов, никак не играющих в современных реалиях. Единственное, что по-прежнему в массовом сознании срабатывает на 100% - "глушь, Саратов".Интересно, скоро ли этот факт осознают в правительстве региона и станет ли это поводом для общественных дискуссий, исследований и предложений. И есть ли уже креативный лидер или, может быть, политическая воля для таких телодвижений?
А как у других
БВ посмотрел, что из себя представляли стенды других регионов ПФО. Так, Пермь сделала ставку на интерактивность: главным в экспозиции стал человекоподобный робот Арди — новый проект пермских робототехников, который умеет петь, читать стихи и делать селфи. А также временные порталы - кинотеатры со спецэффектами, скрытыми за тремя дверями. Они знакомят с его культурой и традициями Пермского края. Самарский стенд в интернете подвергся не меньшей критики, чем саратовский за "серость и унылость". Причем такие, что в тг-каналах побоялись, что Самару и Саратов вновь перепутают.Самарская экспозиция размещена внутри конструкции, стилизованной под ладью символ региона. На экране при этом демонстрируются самые красивые места области, достижения промышленности, история и достопримечательности. В видеозале можно посмотреть фильм о регионе, а также принять участие в квизе.Гостей на экспозиции Пензенской области встречал Павел Воля, а экскурсию проводил актер в образе Михаила Лермонтова. Кроме того, здесь показывают резной наличник, созданный по старинным образцам деревянного зодчества и на видео показывают археологические и культурные памятники. С помощью VR-игры можно увидеть Пензу с высоты птичьего полета.
СМИ отмечают, что украшением стенда стала люстра 2,8 метров в диаметре, созданная пензенскими мастерами. Она содержит три тысячи подвесов из фарфора. Промышленность региона представлена кластером "Биомед", выпускающего протезы для сердца, дочкой "Росатома" и единственным в России производителем кленового сиропа. А также макетом инклюзивного арт-поместья "Новые берега": компания планирует стать федеральной базой таких проектов.В основе концепции нижегородского стенда – образ Оки и Волги в формате медиаландшафта. Он же - система хранения и презентации проектов, героев и идей, рожденных на нижегородской земле. На стенде представлены макеты и артефакты, отражающие достижения области по 12 ключевым направлениям развития региона - например, новый трамвай «МиНиН», «Метеоры» и «Валдаи», строительство новых станций метро.