Праздники кончились: саратовский бизнес не ждет от наступившего года ничего хорошего. Но оптимизм еще теплится

Выходные закончились и впереди — целый год для новых бизнес-свершений. «БВ» выяснил у своих постоянных экспертов, чему они научились в прошлом году и чего ждут в 2021. Все опрошенные как один назвали главным событием старого года  пандемию коронавируса и связанные с этим последствия. А вот оценивали их по-разному — и со знаком «плюс», и со знаком «минус». Юрий Пужалин, руководитель консалтинговой компании «Бриикс»: - В планетарном масштабе 2020-й год уникален. От одного, условно говоря, чиха, перевернулась вся жизнь, начала рушиться экономика, появились совершенно неожиданные вызовы, на которые пришлось реагировать творчески, креативно. Среди важных для страны событий я бы назвал смену правительства и премьер-министра. Михаил Мишустин как управленец, конечно, на голову выше предшественника. Нет уже того кислого болота, в котором сидели годами, пошли структурные преобразования, идет реформирование госуправления. На мой взгляд, второе важное событие - это быстрое изобретение российской вакцины от коронавируса, сам этот факт показал, что не все у нас так плохо, есть квалифицированные ученые, есть мощности, чтобы вакцину производить. Я бы сказал, что сейчас вся страна вырабатывает иммунитет, и в прямом смысле, и в переносном, в том числе, от всевозможных социальных потрясений. Поэтому недавние законы Госдумы о гражданах-иноагентах, ужесточении правил проведения митингов я считаю своевременными. Борьба на мировой арене перешла в открытую стадию, идет смена лидерства, США и американский доллар постепенно уступают позиции, но без боя не даются.
В масштабах региона я бы отметил преобразования в областном центре. Парки, скверы, тротуары, набережная, проспект Кирова, который приблизился к европейскому облику, - и все за последние пару лет. Таких перемен в столь сжатые сроки не было последние лет сорок!
Для моей компании год был интересным. Статистика не показала массового банкротства значимых предприятий, не сказал бы, что резкое сжатие экономики выбило из седла серьезных игроков. Но было много форс-мажоров, из-за которых действительно страдал достаточно крупный бизнес. Например, мы работаем в основном с Москвой, была ситуация с крупной компанией, торгующей фармпрепаратами. Ее вдруг заподозрили в торговле контрафактом и вместо того, чтобы выявить его, просто арестовали весь склад, вывезли товар. Естественно, для компании это кончилось банкротством. Вал банкротств идет среди граждан, и это следствие политики властей, когда людям вдалбливали мысль о необходимости брать кредиты. А сегодня их нечем отдавать… Стресс для экономики, конечно, есть, но я бы не назвал его повсеместным. В плюсе оказались производители медицинских товаров и аграрии. Как рассказывают мои клиенты, в АПК сейчас вообще 100% рентабельность. Для сельского хозяйства благоприятный период продлится и в 2021 году. Я думаю, в будущем году ослабнут тиски кризиса и страха, спад будет постепенно преодолеваться. Да, страшно, да печально, но за одного битого двух небитых дают. Роль сыграет и вакцинация, и иммунитет, который выработался благодаря пандемии. Россия, на мой взгляд, сейчас находится в периоде адаптации, идет выработка особой, глубинной энергии, которая постепенно набирает силу. Андрей Ларин, глава юридического бюро «АргументЪ»: - Год тяжелый для всех: для страны, для региона, для среднестатистического жителя России. Для Саратовской области, я думаю, год тяжелее, чем для жителя Москвы, например. Год связан с ковидом, самоизоляцией, закрытием многих бизнесов, убытками для компаний, оставшихся на плаву.
Самым важным событием за 2020 год я бы назвал голосование за поправки в Конституцию. Я считаю, что последствия изменений будут и люди их обязательно почувствуют.
В регионе у нас каждый год все примерно одинаково. Из значимых событий я бы отметил обустройство Парка покорителей космоса и начало работ по строительству скоростного трамвая. Лично для меня год хороший, но хороший - не значит легкий. Появилось много работы после периода самоизоляции, эта работа связана с сопровождением и ведением налоговых проверок и споров с ФНС, поскольку я этой темой очень плотно занимаюсь. Многие предприниматели пытаются списать налоговые долги через банкротство, и я вижу, как поменялось взаимодействие судов и ФНС. А многие юристы не в курсе новых веяний, поэтому бывает, что предприниматели попадают и под уголовную статью. 2020 год как раз ввел новые тенденции в этом смысле. А зная тренд, можно делать прогноз на будущее как себя вести, как вести бизнес, к чему готовиться.
Мой прогноз: налоговики будут еще жестче контролировать чистоту ведения бизнеса, потому что бюджет крайне нуждается в деньгах. Судебная практика изменилась, списать долги по старинке через банкротство уже нельзя. Кто попытается, будет иметь проблемы с полицией и финмониторингом.
В 2021 году хотелось бы видеть реальные действия регионального правительства по привлечению инвесторов и улучшению делового климата. Но пока ничего такого я не вижу, а это значит 2021 год пройдет примерно как 2020-ый, то есть никак. Надеемся, что хотя бы не будет хуже. Не заметил, чтобы приняли законы, которые бы улучшили жизнь россиян, увеличили благосостояние граждан. Для меня это законы, которые позволят свободно развиваться МСБ, а без этого, я считаю, благосостояние людей не поднять. «Плюшки», которых можно ждать в связи с предстоящими в 2021 году выборами в Госдуму, ничего принципиально не изменят. Так что 2021 год будет такой же непростой, как и год уходящий. Но будем оптимистами, будем верить, что перемены к лучшему не за горами. Александр Благодаров, отельер: - В масштабах страны самым запоминающимся событием стал коронавирус и вызванный им кризис. И реакция бизнеса, правительства на это дело. А также реакция правительства и его желание закрутить гайки, продлить сроки президентства Владимира Путина и связанные с этим поправки в Конституцию. Это сигнал любому бизнесу на сворачивание. В регионе собственных тенденций нет, скорее есть следование общероссийским трендам. Но маразм власти крепчает, с точки зрения борьбы с бизнесом и собственными гражданами. И все это видят и замечают, кажется, даже сама власть. Меня лично больше коснулась потеря рынка в отраслях и невозможность прогнозировать будущее в ближайшее 2-3 года. На полгода — невозможность прогноза, на год — отсутствие понимания происходящего, на три года — только надежды. Есть понимание, что бизнес-атмосфера будет становиться лучше, но когда — через год, через три, неизвестно. И опять-таки политическая ситуация и все остальное явно ухудшается.
24 декабря мы получили реакцию на обращение бизнеса к власти, хотя не могу именно так это назвать, но хотя бы желание правительства и Центробанка слегка повернуться лицом к таким компаниям, как мы. Банки пока делают вид, что они этого не заметили, но мы-то видим это на сайте Центробанка. И реструктуризация льготного периода продлена на три месяца для тех, кто был закредитован до пандемии. Хотя, на мой взгляд, федеральная власть это делает чтобы вернуть те деньги, которые она раздала в виде мер поддержки. А через три месяца бизнес вместе с банками из огня окажется в полымя. Но я надеюсь, что это все-таки не так.
Говоря о 2021 году, лично я разбираюсь со своими проектами. И уверен, что наши гостиницы будут в этом году признаны лучшими и передовыми в Саратове. Не уверен, что закончим с нашими проектами в новом году, но точно знаю, что несмотря ни на что, мы сильно продвинемся. От власти любого уровня ждем даже не поддержки, а просто понимания. Роман Репин, заместитель реготделения «Опоры России»: - Коронавирус, как война, повлиял на все отрасли экономики. В каждой семье есть пострадавшие, у каждой компании - потери. В масштабах области самое знаковое событие — отсутствие событий. Такая стабильность как на кладбище — ничего не меняется, планомерное сползание вниз продолжается. В моей жизни и бизнесе, как ни странно, появились новые возможности и новые интересы. Я вообще оптимист и для себя открыл новые направления, познакомился с новыми людьми. Год для меня был не мертвый, а неплохой и интересный.
Хотя такое направление как аренда строительной техники сползло вниз, потому что больших строек в регионе практически не наблюдаются. А те единичные проекты, что были, очень странно финансировались и оплачивались. Не знаю людей, кто бы заработал на крупных стройках, которые все-таки стартовали в Саратове — инфекционном центре и Дворце водных видов спорта.
Для моего бизнеса неожиданно появилось новое направление — производство строительных материалов, строительных конструкций. И здесь вектор сместился в сторону частных заказчиков. Пару лет назад общался с крупнейшим саратовским ритейлером стройматериалов и тогда у них 70-80% продукции покупали крупнейшие строительные компании Саратовской области. А розницу держали для запаса налички. Сейчас у них картина поменялась диаметрально противоположным образом и 60% продаж сейчас — в собственных магазинах и с помощью доставки. А основными клиентами стали строительные бригады, кого они раньше рассматривали как погрешность. Потому что крупные строители легли на бок, либо снизили до минимума свои закупки. По своей работе могу сказать, что в прошлом году крупной стройки так и не случилось, но было много-много-много малых строек и малых заказов. Геморроя стало заметно больше, но выручка близка к предыдущим годам и маржа заметно больше. Поэтому, думаю, одно другого стоит.
В 2021 году надеюсь, что карантин не повторится. Практика показала, что малый бизнес может жить и работать в любых условиях и единственная помощь, которую может оказать государство, - не мешать. И двухпроцентные кредиты уже показали свое черное нутро: сейчас предприниматели платят по ним по 18 процентов. И проверки-перепроверки. Не надо помогать, просто не мешайте. И я надеюсь, что фокус внимания будет с малого бизнеса будет перенесен на что-то другое, хотя бы ту же коррупцию или своеволие надзорных органов.
Ольга Алимова, депутат Госдумы член фракции КПРФ: - Самое важное событие 2020 года, на мой взгляд, это объявление пандемии и попытка властей заставить население жить в новых реалиях. Все население разделилось на тех, кто поверил в эпидемию страха, и тех, кто считает, что у нас пандемия под названием «политический ковид». Я считаю, что происходящее больше похоже на попытку приучить людей жить в страхе и изоляции, сделать образование окончательно дистанционным, выполнить задания мирового правительства. Второе по значению событие - это поправка в Конституцию, та самая единственная, ради которой внесли еще кучу поправок. Необходимости в ней не было, но очень хотелось пересмотреть политическую, социально-экономическую составляющую, окончательно ликвидировать права и свободы граждан. Я здесь имею в виду и обнуление президентского срока, и запреты на митинги, и попытку вмешательства в соцсети, и попытка заменить реальную политику навязыванием своих кандидатов. Это все одно большое желание власти подобрать нам удобные для нее политические взгляды. Третье событие года - это уничтожение малого и среднего бизнеса, из-под удара выведены только госкорпорации, которые обеспечивают благосостояние определенной кучки людей. Так что о развитии экономики говорить не приходится.
Для региона главное событие года - это пандемия безумства. То, что творилось с кадрами во власти, показало, что скамейки запасных у нас просто нет. Кто мимо проходил, пригласили заглянуть на минутку, ты на минутку заглянул, немного поработал, и от тебя избавились. Грустно это все, потому что сколько Володин денег ни везет, как ни старается наладить жизнь, система, сложившаяся в регионе, не позволяет развиваться.   А в областном парламенте имеет место самая настоящая дискредитация представительной власти. Депутаты не хотя работать, слагают полномочия, показывая тем самым, что не способны бороться за нужды граждан. Такого еще никогда не было, и перспектива у этого еще более печальная.
Если говорить о личном, то мне пришлось жить других реалиях. Но я человек очень общительный, так что попытка загнать в самоизоляцию, поставить в жесткие рамки, успехом не увенчалась. Наша команда работала слаженно, все, слава Богу, живы, все на местах. Утешительный прогноз на 2021 год дать не могу. Говорят, 2020 был високосный, поэтому такой плохой, но и от 2021-го ждать хорошего не приходится. Какой бы год ни был, хоть Крысы, хоть Быка, а люди всегда хотят жить, хотят есть, быть здоровыми, хотят, чтобы дети были счастливыми. В общем, и взрослые и дети, хотят учиться, лечиться, а иногда даже отдыхать. Но в будущем году жизнь с кляпом во рту продолжится, я имею в виду и маски, и резкое ужесточение законов о митингах, шествиях. Хабаровск и Минск сильно напугали власть, а в год выборов «Единая Россия», боюсь, захочет остаться тем единственным, кто будет указывать, как нам жить дальше. Закончится это все плохо.