У миллиардера Замальдинова нашлось более 600 га в Марксе. Самарскому олигарху компенсировали изъятые земли Саратовского авиазавода?

Гектары в Марксовском районе всплыли в деле, которое рассматривает областной арбитражный суд. Гамаль Замальдинов как владелец земель хочет поднять арендную плату, но арендатор, АО «Зоринское», находится в банкротстве. Роста арендной платы г-н Замальдинов хотел добиться через арбитраж от конкурсного управляющего «Зоринского» (дело А57-21931/2022), но проиграл суд в марте этого года. В деле фигурируют здание и несколько участков, один из них имеет площадь 85,3 гектара (кадастровая стоимость – 1,749 млн рублей), второй – 40 гектаров (кадастровая стоимость – 820 тысяч рублей). Из материалов этого суда стало известно, что владельцем прекрасных наделов в Марксовском районе олигарх стал в 2021 году, видимо, успев оформить сделку до старта процедуры наблюдения в АО.
Впрочем, все перипетии «Зоринского» могут вообще никак на угодьях Замальдинова не отражаться. Как видно из материалов суда, еще в 2012 году компания ООО «Водопьяновское Плюс» в лице Натальи Грачевой сдала массив сельхозземли общей площадью 1051,4 га в аренду на 49 лет компании АО «Зоринское». А в 2021 году из массива был выделен участок площадью 85,3 га, владельцем которого стал самарский олигарх.
Более того, в судебных материалах есть предыстория участка, который ныне по кадастровым картам считается зданием, а не куском знаменитого марксовского чернозема. А вот в 2021 году он ушел в собственность Замальдинова как надел площадью 548 гектаров. Продавцом было все то же «Водопьяновское Плюс», чья сделка с «Зоринским» десятилетней давности очень похожа на земельные переделы времен Юрия Моисеева, который в разное время возглавлял район, а в 2012 году ушел в областное правительство, но главное марксовское богатство из рук никогда не выпускал. Неизвестно, какая арендная плата была установлена «Зоринскому» в 2012 году, но, как сказано в материалах дела, на тех же условиях в аренде у «Зоринского» оказались и владения олигарха. Но в 2022-м Гамаль Замальдинов предложил конкурсному управляющему Александру Машину согласовать со второй половины 2022 года увеличение арендной платы до 2,5 тысячи рублей за гектар, либо расторгнуть договор. Однако ставленник арбитража отказался, сославшись на закон, который запрещает в рамках банкротства увеличивать бремя обязательств должника и совершать действия, влекущие уменьшение размера имущества (конкурсной массы).
Проиграв в марте 2023 года, Замальдинов в мае подал новый иск, требуя от конкурсного управляющего расторгнуть договоры аренды по всем своим угодьям, на которых работало АО «Зоринское». Причем в этом иске богатства олигарха заиграли новыми гранями: помимо участков по договору аренды от 2012 года с кадастровыми номерами 64:20:000000:570 (тот самый то ли дом, то ли массив на 548 га) и 64:20:000000:4406 (85,3 га), в тексте фигурируют еще два объекта. Это не только уже известный участок с кадастровым номером 64:20:033101:8 (40 га), но и объект 64:20:033101:174. Оба участка были сданы в аренду еще в 2009 году, причем участок 174 на публичной кадастровой карте как будто отсутствует и сведения на него карта не выдает. Будем надеяться, что разбирательство по существу, которое стартует 5 июня, внесет ясность.
Внезапно найденные в копилке Замальдинова 668 гектаров марксовских земель, славных своим плодородием, не должны никого удивлять. В свое время «БВ» исследовал солидные активы этого удачливого бизнес-деятеля. Среди засвеченного в СМИ числились с десяток элеваторов в Самарской области, очень прибыльное агропроизводство в СПК «Ольгинский» в том же регионе и другие сельхозактивы. Рассказывая о владениях в Пензенской и Саратовской областях, «БВ» сообщил и о самом, может быть, главном капитале предпринимателя – связях с губернским начальством и политиками. В частности, тесные деловые отношения с депутатом Госдумы от «ЕР» Игорем Руденским, отметившимся в трагической истории Саратовского авиазавода, могли сильно помочь Замальдинову сделать недурственные покупки и получить под свой контроль два крупных торговых центра «Оранжевый» (в Саратове) и «Лазурный» (в Энгельсе). Конечно, в ходе реституции олигарху пришлось попрощаться с 24 гектарами земель САЗа, которые были изъяты судом в пользу государства. Но может быть, пилюлю как раз и подсластили марксовскими черноземами? В отличие от счастливого владельца, арендатор АО «Зоринское», десятки лет поставлявший семечку в «Солпро», пребывает в сложных обстоятельствах. С 2019 года в ЕФРСБ периодически появляются «приветы» от кредиторов, обещающих подать на банкротство компании. В 2020 году областной арбитраж удовлетворяет иск от АО «Фирма «Август», и в марте 2021 года вводится наблюдение. Однако могущественный холдинг «Русагро», которому обязательства «Зоринского» достались в одном пакете с активами «Солнечных продуктов», быстро дал понять, кто в этом банкротстве главный. И это неудивительно, ведь требования «Русагро» в размере 9,126 млрд рублей позволяют в упор не видеть остальных заявителей, в том числе «Август» с его 26 миллионами рублей. Банкротное дело «Зоринского» показывает попытки остальных кредиторов доказать согласованные действия «Русагро», субординировать требования этого гиганта и т.п. Однако, как известно, интересы холдинга Вадима Мошковича надежно защищены на уровне Верховного Суда РФ. Из последних новостей конкурсной процедуры – отказ областного арбитража признать недействительными сделки по продаже земель «Зоринского» коллеге по «Солпро». Так, в 2017 и 2018 годах будущий банкрот продал компании ООО «Эпсилон» (учредитель Дмитрий Тарновский, ранее возглавлял мелиоративное направление в «Солнечных продуктах») в общей сложности 220 га сельхозземель. Как видно из открытой отчетности, после этих сделок финансы «Зоринского» резко пошли вниз.
Справка «БВ». АО «Зоринское» зарегистрировано в 2001 году, основным видом деятельности компании является выращивание зерновых культур, АО работало еще по 8 направлениям. Размер уставного капитала 30750 рублей, организация насчитывала 8 филиалов. Работников в штате нет, объем признанных судом требований порядка 10 млрд рублей.