Who is m-r Замальдинов? Чем в Поволжье владеет миллиардер и собственник саратовского ТРЦ «Оранжевый»

Одним из самых известных героев начавшейся в Саратовской области деприватизации стал самарский миллиардер Гамаль Замальдинов.  Принадлежащий ему ТРЦ «Оранжевый», расположенный на месте цеха Саратовского авиазавода, после целой череды судов лишился 24 га территории. Судя по риторике видных представителей «Единой России» от Саратовской области, безвозвратно.  Или же опыт и связи г-на Замальдинова позволят отыграть этот вопрос в свою пользу? В этом плане полезным выглядит знакомство с соседом спикера Госдумы РФ в кооперативе «Сосны» Игорем Руденским, засветившемся в истории с развалом САЗа и распродажей его земель. Бизнес Гамаля Замальдинова раскинулся сразу на несколько регионов. Начинал он, видимо, в Самаре — на малой родине, затем в сферу его интересов попали Саратов и Пенза.  Видимо — потому, что найти точной информации о дате или месте рождения г-на Замальдинова не удалось. Это тем любопытнее, что в открытых источниках сообщается, что возможно ранее г-н Замальдинов был другим человеком — Виталием Александровичем Сухининым. Так ли это — выяснить пока не удалось. Однако любопытно отследить, как бизнесмен оказался связан с семьей покойного губернатора Пензенской области Василия Бочкарева или с кандидатом в депутаты ГД РФ в Пензенской области Игорем Руденским. Однако об этом позже.  В открытых источниках Замальдинов Гамаль Рафаилевич впервые встречается в 2001 году — тогда он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя налоговой по Кировскому району Самары. Чем он занимался — неизвестно, ИП было ликвидировано в 2005 году. Второй раз ИП г-н Замальдинов стал в 2015 году все по тому же Кировскому району Самары. Основной вид деятельности — управление собственной или арендованной недвижимостью, в дополнительных — еще 20, включая растениеводство и животноводство.  В числе госзакупок — три контракта с АО «Транснефть-Приволга» (19 млн рублей) и два — с АО «Транснефть-Дружба» (1,6 млн рублей). С «Приволгой» Замальдинов, видимо, начал сотрудничать в 2015 году, выиграв у компании как единственный поставщик три тендера на аренду частей земельного участка, расположенного в с. Новокуровка, в границах бывшего совхоза им. Дмитрова. Согласно карте Росреестра участок занимает более 26,4 млн кв.м и предназначен для занятия сельским хозяйством.  Новокуровка примечательна тем, что в 2001 году там была построена молочная ферма и закуплены 600 элитных коров голштино-фризской породы. ОАО «Новокуровское» при этом получило от облбюджета кредит — 500 млн рублей, расплачиваться по которому предприятие должно было начать в том же году. Однако к 2010 году его долг все еще составлял 207 млн рублей, что годом ранее стало поводом для банкротства. Причем конкурсный управляющий заявил, что есть шанс «перезагрузки» ситуации с долгами: расплатиться с ними удастся благодаря региональному инвестору «с российскими корнями». Он якобы готов выкупить производственные площади предприятия, а полученные от сделки деньги будут пущены на выплату долга предприятия.
В июне 2012 года областные власти в качестве такового назвали Гамаля Замальдинова, несмотря на то, что одно из самарских предприятий к тому времени уже год арендовало площади банкрота. Однако Замальдинова, которому тогда принадлежало более 10 элеваторов как в Самарской области, так и за ее пределами, а также СХПК «Ольгинский», специализирующийся на выращивании КРС, сочли более привлекательным. 
В октябре на торги было выставлено имущество - земельный участок с/х назначения площадью 127,9 тыс.кв.м, 42 здания и сооружения, автотранспорт, сельхозтехника и оборудование, коровы, быки и телки. Участок находился неподалеку от огромного надела, взятого позднее Замальдиновым в аренду у «Транснефти». Начальная цена составила 88,8 млн рублей, но в итоге она упала до 24,8 млн рублей. Столько заплатил победитель торгов Владимир Исаков. Замальдинов участвовал в торгах со ставкой в 18 млн рублей, но проиграл. Впрочем, позднее в суде выяснилось, что вовсе нет: задаток за Исакова вносил именно он, в связи с чем еще один участник торгов пытался оспорить их итоги. Однако к апрелю, когда арбитраж вынес решение, деньги от сделки уже разошлись по кредиторам и двойная реституция была невозможна в силу отсутствия средств в ОАО. В пересмотре итогов торгов было отказано.  Еще один этап в жизни г-на Замальдинова связан (25%) с товариществом с ограниченной ответственностью ПКФ «Кристал». Оно было создано в 1992 году, чем занималось — неизвестно, но в нем засветились, видимо, родители будущего олигарха — Рафаиль (25%) и Райся (50%) Замальдинова. Вероятно, в честь дедушки был назван сын Гамаля Замальдинова (2002 год рождения). Вместе с сестрой Камилой (2000 года рождения) они закончили самарскую гимназию № 11. Последняя кроме английского изучала французский язык и сейчас обучается в университете менеджмента в сфере гостеприимства в Швейцарии. А судя по аккаунту Рафаиля-младшего, семья часто путешествовала по Европе.  Еще одним скандальным активом Замальдинова можно считать ООО «Самарский ипотечно-земельный банк». Правда, там ему принадлежало всего 0,17% доли, основными владельцами была семья Шакуровых. С некоторыми из них Замальдинов числился в бенефициарах «Татарского радио-Самара».  Созданный в 2002 году, банк в 2015 году лишился лицензии из-за нарушения требований закона о борьбе с отмыванием средств и финансированием терроризма. «При этом кредитная организация была вовлечена в проведение сомнительных транзитных операций в крупных объемах», - цитируют «Ведомости» ЦБ РФ. К тому моменту он занимал 657-е место в российской банковской системе, но в 2016 году был обанкрочен.  Сейчас прямые самарские активы Гамаля Замальдинова представлены несколькими компаниями. Старейшая — созданная в 2004 году — ООО «Приволжский портовый элеватор». В прошлом году его выручка резко выросла до 30 млн рублей. Безенчукский портовый элеватор, управляемый на паях с московским ООО «Русское поле», закончил год с убытками в 22 тыс. рублей.
В ООО «Мыльниковский элеватор» все не так плохо — 51 млн рублей выручка. Замальдинову здесь принадлежит 74,9%, остальные — его экс-партнеру Инне Шахновской. Ей принадлежит половина ООО «ТД «Биг-Бен» в Самаре. Вместе они, кстати, рулят и активами в Пензе. Управляет самарскими предприятиями, в том числе с участием Шахновской, в основном Алексей Скрынников
Ранее в числе активов Замальдинова числился еще один элеватор - «Обшаровский», входящий в созданный им холдинг ООО «Самарахлебрезерв». Элеватор купили структуры, близкие владельцу Чагринского маслозавода Алексею Шевякову, однако предприятие было ликвидировано в 2018 году.  «Самарахлебрезерв» был ликвидирован в 2019 году, причем зарегистрировано оно было по адресу прописки компаний агрохолдинга «Василина» крупнейшего агрария Самарской области Виктора Димитриева. Еще до банкротства управление и владением ООО у Замальдинова перехватил Роман Митин, встречающийся затем не раз в аффилированных ему структурах.
Хотя основным бизнесом самарского олигарха является все же ООО «СПК «Ольгинский»  - смешанное сельское хозяйство. Его выручка в прошлом году достигла пика - 722 млн рублей, чистая прибыль 115 млн рублей. 
Принадлежащая на паях с супругой Ириной (25%) ООО «ОФХ-Возрождение-1» (зерновые культуры) за прошедший год выручило 535 млн рублей при чистой прибыли в 123 млн рублей. Супруга, кстати, в качестве ИП занимается еще арендой и управлением собственной и арендованной недвижимостью.  В ООО «Агроинвест», аффилированный Гамальдинову и занимающийся выращиванием однолетних культур в Хворостянском районе, выручка также достигла пика в 783 млн рублей при 74 млн рублей чистой прибыли.
Таким образом выручка самарских активов Гамаля Замальдинова за прошлый год составила более 2,1 млрд рублей. О том, сколько денег приносят бизнесмену саратовские и пензенские активы - в следующих публикациях "БВ".