Эксперт о победах Ефимова и Володина в Саратове и Руденского в Пензе: кому начальство решит, тому голоса на праймериз и нарисуют

Абсолютно неизвестный в Саратове 81-летний депутат Виталий Ефимов набрал на праймериз почти 40% голосов. В Пензе  лидировал Игорь Руденский, имеющий неоднозначную репутацию и обширные связи в дачном кооперативе "Сосны". А в Воронеже неожиданно обозначился саратовец. Эксперт «БВ» считает, что праймериз потеряли свою силу и превратились в политический театр, которому избиратели не верят. В Саратовской области участие в праймериз приняли 241 кандидат. Такая массовость обусловлена выборами в гордуму Саратова, куда в сентябре должны быть избраны 35 депутатов. В предварительном голосовании участвовал 141 кандидат. Кандидатов в ГосДуму РФ было меньше — 67 участников — 22 по списку и 45 по одномандатным округам. Впрочем, здесь-то как раз интриги ждать не пришлось. Как и писал «БВ», свои голоса получили сплошь пришлые для Саратова кандидаты. При этом удивительную для региона известность продемонстрировал до сих пор абсолютный незнакомый саратовцам замглавы думского комитета по транспорту Виталий Ефимов. Он набрал 38,49% - это означает, что за него проголосовало больше 90 тысяч человек из участвовавших в праймериз почти 250 тысячах избирателей. Напомним, что на довыборах в облдуму директор театра кукол «Теремок» Александр Удалов набрал в десятки раз меньше. За него отдали голоса около 2 тысяч человек. Самый богатый варяг Глеб Хор набрал 49,04%, немного от него отстает главный по муниципалитетам, депутат ГД Виктор Кидяев (43,3%). Безусловный лидер по списку — 91,14% - Вячеслав Володин.
Если такие же пропорции сохранятся на думских выборах в сентябре, еще два списочника - Татьяна Ерохина (33,63%) и Сергей Гладков (27,18%) - в Думу могут и не попасть.  
Число депутатов по списку пропорционально числу депутатов по одномандатным округам. Их в регионе четыре. Исключение — если выборы в ГД в сентябре пройдут с таким же результатом, но, например, Володин снимет свою кандидатуру со списка в пользу одномандатного округа, то у Татьяны Ерохиной есть шанс попасть в нижнюю палату парламента. По одномандатным округам итоги праймериз также предсказуемы: по Саратовскому округу № 163 (явка 13,76%) лидер Вячеслав Володин (93,62%), по Балаковскому (явка 12,34%) – Николай Панков (68,33%), по Балашовскому округу № 165 (явка 13,84%) победил Андрей Воробьев (45,2%). В Энгельсском округе № 166 (явка 12,65%) лидирует Александр Стрелюхин (51,03%). Предсказуемы оказались и результаты праймериз в Пензенской области. Там в ГД по списку больше всего голосов набрал действующий главный федеральный инспектор Дмитрий Каденков (21,2 тыс. человек), по округам — космонавт Александр Самокутяев (19,7 тыс. чел) и одиозный Игорь Руденский (14,3 тыс. человек).
Любопытно, что после материала «БВ» о его участии в праймериз  редакции стало известно о словах госдепа Николая Панкова,  заявившего, что участие Руденского в праймериз — ошибка и он будет с них снят. Однако, или Панков лукавил, или в Пензе что-то пошло не так, но Руденский не только участвовал, но и победил по своему округу. Возможно, на выборах в ГД РФ ситуация будет другая, однако что-то подсказывает, что нет.
Напомним, Игоря Руденского называют другом Вячеслава Володина — они соседствуют по домам в кооперативе «Сосны», из которого Руденский вышел после расследования Алексея Навального. После этой истории Руденский пропустил один созыв в Думе, видимо, надеясь, что скандал забудется. Как и тот факт, что он сам и его помощник упоминаются в истории распила Саратовского авиазавода. К слову, по заявлениям самого Володина и саратовских единороссов его земли пытаются вернуть в госсобственность. «БВ» будет следить за участием Руденского в выборах и судами по САЗу. Между тем не обошлось без скандалов на праймериз в Волгоградской области, также записываемую в сферу влияния Вячеслава Володина. Экс-мэр Волгограда и действующий депутат ГД Ирина Гусева весьма символично пожаловалась на административный ресурс и запрет на встречи с избирателями. Сами праймериз по округу она проиграла местному тяжеловесу, уже не раз избиравшемуся в ГД Олегу Савченко. По округам победили: № 81 - местный облдеп Алексей Волоцков, № 82 — гордеп Андрей Гимбатов. Списочники - депутаты ГД РФ Александр Носков и Евгений Москвичев — тоже вопросов не вызвали. Результаты варяга, москвича и действующего депутата ГД Николая Николаева неизвестны, но вряд ли они будут плохими.
У воронежских политологов на праймериз вопросы вызвала кандидатура «саратовца» - родился в Саратове и окончил институт МВД — Игоря Кастюкевича. Он числится замруководителя исполкома ОНФ и в ходе предварительного голосования активно встречался с местными чиновниками, что, видимо, и обеспечило ему проходное количество голосов. Издание «Блокнот-Воронеж» почему-то причисляет его к ставленникам замглавы АП Сергея Кириенко, полагая, что на вотчине его давнего оппонента Вячеслава Володина в Саратовской области места ему не нашлось.
Эксперт «БВ» Дмитрий Чернышевский, комментируя явку на праймериз в 9% в Саратове и 12% в регионе констатировал, что «такой явки просто быть не может». - У нас на выборы приходят намного меньше людей, чем 9-12%. На последних выборах в Саратовской области пришло 5%. Поэтому все решается не на праймериз, а в других местах. А цифры можно нарисовать совершенно любые и для этого никаких помех вообще нет, - заявил политолог. Он отмел идею о том, что праймериз — это репетиция выборов, например, в Госдуму.
- Праймериз вообще никаким боком к выборам не имеет отношения. Есть конечно, определенный ритуал, процесс, который надо соблюсти, но он не касается населения как такового. Я вообще не знаю, пришел ли на праймериз хоть один реальный человек. Я не удивлюсь, если кроме партийных аппаратчиков там и обычных людей не было. Никому не нужно это сейчас. Это когда-то, когда все это начиналось, возможно, все это имело какое-то политическое значение — было какое-то движение, общественники выдвигались. Но сейчас, по-моему, уже всем понятно, что это бесполезно: кому начальство решит, тому и нарисуют праймериз, - заметил Чернышевский.
Он констатировал, что не только людям, но и крупным провластным группировкам уже не интересны праймериз, потому что они ничего не решают. - Это чисто ритуальные моменты, они отрабатываются как политический театр. А праймериз — это совсем внутриединороссовское дело. Причем партия сейчас имеет совершенно ничтожный рейтинг и после пенсионной реформы никакой "Единой России" как политической структуры, на мой взгляд, вообще не существует, есть только аппарат. Ее сторонники разбежались, люди плюются, за то, что ты из «Единой России» могут в рожу дать. Не случайно у нас очень многие отказываются говорить что они единороссы, а предпочитают идти как независимые кандидаты. Потому что понимают: заявив себя от партии, они сразу получат в свой адрес огромный негатив, огромный антирейтинг и не хотят рисковать.