Надзору вручили 265 томов: следствие по делу о преднамеренном банкротстве Саратовского авиазавода окончено, материалы ушли в  Генпрокуратуру

Уголовное дело № 270016 было возбуждено Третьим следственным управлением Следственного комитета России в марте 2016 года благодаря упорной борьбе депутатов Госдумы членов фракции КПРФ Валерия Рашкина и Ольги Алимовой. Это уже вторая попытка следователей довести до суда резонансное уголовное дело, первая попытка имела место год назад, но окружная прокуратура отправила дело на доработку. Напомним, уголовное дело №270016 было возбуждено 2 марта 2016 года в 3-м Следственном управлении СК России по признакам преступлений по ст.196 (преднамеренное банкротство), ст.201 ч.2 (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия), ст.199 ч.1 (неисполнение обязанностей налогового агента). Судьбу уголовного дела легкой не назовешь: следствие длилось 6 лет 8 месяцев, за это время сменилось несколько следователей. Говорят, каждый шаг вперед в этом уголовном деле давался Третьему следственному управлению с огромным трудом, потому что противников объективного и полного расследования всех обстоятельств, из-за которых стратегическое предприятие было доведено до разорения и полного краха, было немало. На одном только расчленении саратовского стратега и распиле его активов работали целые бригады НДС-возместителей из Пензы. Их деятельность координировали арбитражные управляющие из СРО АУ «Лига» (зарегистрировано в Пензе). Именно «Лига» стала могильщиком российского гиганта авиастроения, проведя две процедуры банкротства ЗАО «САЗ». Первая процедура началась в 2005 году, причиной стал долг завода перед компанией «Газкомплектимпэкс» в сумме 335,9 млн рублей. В 2007 году арбитражный суд произвел замену основного кредитора на ООО «Монолит-С» (гендиректор Артем Салиенко, уроженец г. Энгельса) на основании договора уступки права требования долга. Эта компания и открыла дорогу «Лиге»: конкурсным управляющим стал представитель этой СРО Игорь Скляр, гендиректором Олег Фомин, членом совета директоров Олег Тюгаев.
Первое банкротство завершилась мировым соглашением в 2008 году, при этом долг, который стал причиной процедуры, вырос еще на 200 млн рублей. В то же время по официальной отчетности, предоставленной собранию акционеров, в 2007 году авиазавод реализовал продукции на сумму 990 млн рублей, из них 550 млн было получено по результатам основной деятельности (ремонты и ТО самолетов), а еще 439 млн заработано по итогам продажи земли, зданий и сооружений.
Во втором банкротстве (началось в 2010 году) вся задолженность предприятия выросла до 1,033 млрд рублей, в ходе конкурсного производства удалось выручить всего 107 млн рублей. Налоговая инспекция как крупнейший кредитор завода (свыше 800 млн рублей), не сделала ничего, чтобы повлиять на ход процедуры. В 2009 году в промежутке между двумя банкротствами по решению собрания акционеров львиная доля активов предприятия была выведена в два ОАО — «Аэродром Южный» и «Развитие». В результате такой реорганизации с предприятия ушло 264 гектара аэродромной земли и огромное количество объектов недвижимости – 33 земельных участка в Саратове, 68 зданий, нежилых помещений, квартир. Тотальное господство «Лиги», чьи представители и банкротили завод, и руководили предприятием, привело к тому, что завод с оценочной стоимостью 8 млрд рублей, будучи проданным весь, так и не сумел погасить долг, с которого началась история его краха.
В 2012 году 12 ААС оставил в силе решение областного арбитража о завершении конкурсного производства и ликвидации ЗАО «САЗ» как юридического лица. Уничтожение САЗа нанесло удар по российскому авиастроению, обороноспособности страны, обернулось потерей работы для тысяч человек, в бюджеты не поступило более 800 млн рублей налогов.
Однако ликвидация завода как юридического лица еще не означала, что в вопиющей истории поставлена точка. В пензенском СУ СК существовало уголовное дело о неправомерном возмещении НДС, где фигурировали в числе прочего земли САЗа. Благодаря активной позиции следователей и желанию депутата Госдумы Ольги Алимовой добиться справедливости, началась борьба за вывод материалов по Саратовскому авиазаводу в отдельное уголовное дело. Успех 2016 года послужил через несколько лет в толчком к грандиозным земельным реституциям: участки авиазавода, которые так ловко прибрали к рукам пензенские дельцы, триумфально возвращались в собственность РФ. Все началось со скромного иска ТУ Росимущества, поданного в 2018 году в областной арбитражный суд, где фигурировало всего 608 кв.м заводской земли (ответчик - ООО «Геострой-инвест», подконтрольно самарскому олигарху Гамалю Замальдинову), а вылилось в возвращение почти 300 гектаров и десяти убежищ ГО и ЧС. Такой финал был бы немыслим, если бы не вмешательство спикера Госдумы Вячеслава Володина. Внимание третьего лица в государстве к этой громкой истории привлек ветеран САЗа Александр Бернадский, в итоге по инициативе Володина при правительстве области появилась рабочая группа, куда вошли депутаты Госдумы, силовики, федеральные, областные и муниципальные чиновники. Группа и стала форпостом перемен, в которые уже мало кто верил.
В уголовной плоскости процессы шли не так быстро, как в арбитражной. Обвиняемыми по делу №270016 проходят бывший гендиректор завода Олег Фомин (ст.196, ст.201, ч.2 УК РФ), конкурсный управляющий, проводивший первую процедуру банкротства Игорь Скляр (ст.196, ст.201 ч.2, а также ст.199.1 ч.1 УК РФ – неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента). Третий обвиняемый «неуловимый» Олег Тюгаев, в прошлом – член совета директоров ЗАО «САЗ», его дело выделено в отдельное производство, он находится в розыске по ч.3. ст.33 (организатор преступления), ст.196, ст.201 ч.2 УК РФ.
В 2019 году Олег Фомин и Игорь Скляр удостоились персональных уголовных дел по ч.2 ст.201 УК РФ (превышение должностных полномочий, повлекшее тяжелые последствия). По данным «БВ» Скляр полностью ознакомился с материалами и обвинительным заключением два месяца назад, в августе, Олег Фомин, о фантастической неуязвимости которого наше издание писало не раз, буквально на днях, в октябре.
Теперь огромному массиву в 265 томов предстоит одолеть следующий этап - Управление генпрокуратуры по ПФО. В прошлом году, по данным «БВ», в течение 10 дней рассматривал материалы, но не утвердил обвинительное заключение прокурор управления генпрокуратуры Михаил Толстоборов. По одной из версий, он не увидел в обвинительном заключении причинно-следственной связи между деяниями Фомина и Скляра и наступившими последствиями в виде банкротства предприятия. Также было указано на истечение сроков следствия, выдвинут ряд формальных замечаний.
Надеемся, что на этот раз штурм прокурорской цитадели будет успешным, обвинительное заключение будет утверждено и резонансное дело дойдет до суда.