Следственный комитет перекрыл Северный подход к вольской «Автотрассе» и саратовским экс-чиновникам Чурикову и Разделкину

Фирма под руководством облдепа Гагика Киракосяна засветилась в коррупционном скандале. Следствие изучает контракты по строительству дороги к новому аэропорту «Гагарин». Внимание СУ СКР по Саратовской области привлек контракт на строительство дороги к аэропорту, подписанный региональной Дирекцией транспорта и дорожного хозяйства в октябре 2016 года. По версии следствия, в ходе исполнения подрядчиком задания чиновники, в период с января по декабрь 2018 года, переплатили тому более 97 млн рублей. Конкретных фигурантов в уголовном деле о превышении должностных полномочий пока нет, производство открыто по факту выявления правонарушения. Контракт, о котором идет речь, дирекция подписывала 24 октября 2016 года с ООО «Автотрасса», фирмой вольского бизнесмена Арарата Киракосяна. Возглавляющий компанию его сын, Гагик Араратович Киракосян, в настоящее время является депутатом Саратовской областной думы. Цена контракта на так называемый Северный подход к аэропорту составила 3 млрд рублей при начальной цене тендера 4 млрд. Интересно, что в данном случае контракт после подписания не дорожал, а дешевел. Свои услуги «Автотрасса» оценила в 3,46 млрд, обойдя на повороте соперника, компанию ООО «АРМСТРОЙ-Регион», предложившую построить дорогу за 3,48 млрд рублей. В процессе исполнения контракт неожиданно подешевел более чем на 450 млн рублей. В реестре контрактов портала госзакупок стоит сумма 3 008 013 569 рублей 88 копеек, вместо изначальной 3 463 727 348 рублей 25 копеек. Оплату «Автотрасса» получала поэтапно, до декабря 2018 года все 3 млрд ей уплатили полностью, никаких нареканий в процессе исполнения контракта у заказчика не возникало.
В ходе исполнения работ было подписано 9 дополнительных соглашений к контракту. Цена его изменялась несколько раз. Сначала, в октябре 2017 года, она упала до 3 млрд 72 млн рублей, в июле того же года контракт вернулся почти к первоначальному размеру, цену его установили в размере 3 млрд 414 млн рублей, потом в августе внезапно уронили до 3 млрд 103 млн, в декабре 2017 года цена упала до 3 млрд 70 млн. А за несколько дней до истечения срока действия контракта, 24 декабря 2018 года, цена составила уже 3 млрд 8 млн рублей.
Заказчиком работ значится Дирекция транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области. Но тендер на строительство объявляла не она, а региональный минтранс, который тогда возглавлял Николай Чуриков. Главой дирекции транспорта на октябрь 2016 года был Валерий Хибаров. В 2017 году его сменил на этом посту Михаил Шалыганов, а его в свою очередь в июле 2017 года - Алексей Зайцев, в дальнейшем глава минтранса и на данный момент фигурант уголовного дела о получении крупной взятки. Алексей Зайцев занял министерское кресло после громкой отставки Николая Чурикова, в которой тоже можно отыскать следы «Автотрассы». Министр ушел в отставку на фоне вскрывшейся информации о конфликте интересов, субподрядчиком в ряде крупных дорожных контрактов, заключенных фирмой Киракосяна выступала компания «Марксстрой-С», принадлежащая дочери Чурикова, Светлане Кузьминой. Что же касается аэропорта, на котором «Автотрасса» зарабатывала свои миллиарды, то его строительство курировал тогда зампред облправительства Василий Разделкин, и это было едва ли не единственной сферой, за которую чиновник отвечал. Но каким-то образом и чехарда с ценой контракта, которая менялась чуть реже чем прогноз погоды, и переплата, до которой добрались теперь следователи, прошли мимо его внимания. Впрочем, ни за срыв сроков по прокладке коммуникаций к аэропорту, ни за другие транспортные проколы никто с зампреда не взыскивал. В начале февраля его просто тихо проводили в отставку, по слухам - в профильное для бывшего пилота ведомство, «Аэронавигацию Центральной Волги». «Автотрасса» и ее основатель все эти годы не бедствовала. За Северным подходом к аэропорту последовал контракт на первую очередь Южного подхода. Ни регион, ни федеральный заказчик не обходили вниманием дорожную империю Киракосяна, приросшую за эти годы еще «Автобаном» и «Волгадорстроем».
«Волгадорстрою», например, безо всякой конкуренции перепали контракты на пешеходные зоны по Волжской и Рахова в областном центре. Плитку на Волжской не ругал только ленивый, но на благополучии подрядчика это не отразилось. ФКУ «Большая Волга» и созданное специально для Саратовской области подразделение Росавтодора «Нижняя Волга» заключают контракты с «Автотрассой» и ее родственниками год за годом. Портфель господрядов одной лишь «Автотрассы» только в рамках 44-го федерального закона в течение нескольких лет превысил 33,5 млрд рублей.
Буквально накануне уголовного дела «Автотрасса» получила заказ еще на 1,1 млрд рублей - на содержание участка трассы Р-229 Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград. «Нижняя Волга» признала ее единственным заявителем, чья заявка отвечает всем требованиям. Возможно, теперь эти контракты тоже окажутся под пристальным вниманием СУ СКР.