Без библии и «Мерседеса», зато с «Брегетом» - с чем пришел к финалу следствия бывший пензенский губернатор Белозерцев

Следственный комитет РФ сообщил о завершении расследования уголовного дела в отношении экс-губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева и крупного бизнесмена Бориса Шпигеля, владельца фармацевтического холдинга «Биотэк». По версии следствия, Белозерцев получал от Шпигеля взятки, за что оказывал покровительство его бизнесу. Расследование длилось год. По делу Белозерцева, кроме Шпигеля проходит супруга последнего и еще 3 человека. Все были задержаны в марте прошлого года и взяты под арест. Чете Шпигелей в окончательном варианте предъявлено обвинение в даче крупных взяток - по части 5 статьи 291 УК РФ. Белозерцев обвиняется в получении крупных взяток - часть 6 статьи 290, а также незаконном хранении оружия - статья 222 УК РФ, остальные фигуранты обвиняются в посредничестве при передаче взяток. За год уголовное дело разрослось до 140 томов, большая часть этих материалов, по данным «Коммерсанта», это распечатки прослушивания телефонных переговоров или справки из банков о движении средств обвиняемых по счетам. Примечательно, что расследованием занималось только аникоррупционное управление МВД, помощь ФСБ не понадобилась, хотя обычно крупных чиновников разрабатывают именно чекисты.
За время расследования фабула дела успела заметно поменяться. Изначально следствие считало, что Белозерцев получал взятки ради интересов «Биотэка» и получения им заказов на поставку лекарств в местные больницы, причем вознаграждение ему доставалось не только деньгами, но и предметами роскоши. К финалу следствия взяткой считались только золотые часы Breguet ценой 5,7 млн рублей.  
А вот Mercedes-Benz V 250d из дела исчез. Оказалось, что Белозерцев не фактический собственник машины, то есть имели место «услуги не имущественного характера». Зато денег в деле к финалу прибавилось. По мнению следствия, экс-губернатор получил от Шпигеля не только пакет с 20 млн рублей осенью 2020 года, но и 4 млн при встрече в Москве. Обвинение в незаконном хранении оружия строится на обнаруженном у Ивана Белозерцева при обыске пистолете Макарова и 96 патронов к нему. У кого чиновник его раздобыл, так и не удалось узнать. У пистолета оказался спиленным номер, а данных об оружии вообще не оказалось в картотеке МВД. Все фигуранты дела дожидались завершения расследования в СИЗО, добиться их перевода под домашний арест защите не удалось. Не повлияли на суд и заявления адвокатов Шпигеля о плохом состоянии здоровья бизнесмена. Адвокат бывшего губернатора Дарья Евмина считает, что обвинение ее подзащитному не основано на собранных доказательствах. Сам Белозерцев виновным себя не признает. По версии защиты, в пакете, переданном ему Шпигелем, были не деньги, а антикварная Библия. Но приобщать ее к делу как вещдок суд отказался.
Изначально Белозерцев давал другие показания, утверждая, что деньги получил на предвыборную кампанию. Из показаний самого Бориса Шпигеля следовало совсем иное: бизнесмен признал, что передал Белозерцеву деньги, но уверял, что это был подарок на строительство психоневрологического санатория. Впрочем, такое учреждение в Пензе не сооружается, есть лишь зона отдыха, ставшая коттеджным поселком.