Как растранжирить бюджетный миллиард: рецепт от спикера Госдумы и Фонда защиты дольщиков

Вчерашнее заявление Вячеслава Володина  поставило крест на мечтах дольщиков саратовского ЖК «Победа» о собственных квартирах. Как о большой удаче он говорит о принятом Фондом защиты дольщиков (аффилирован с ДОМ.РФ) решении – выплате компенсации 652 дольщикам ЖК. Кстати, это отнюдь не все люди, купившие квартиры в «Победе». Минимум 60 дольщиков уже выкинуты Фондом из списка, не исключено, что организация намерена обнулять реестр и дальше. Однако речь сейчас – об элементарной арифметике. Неделю назад, на встрече с дольщиками в саратовском минстрое представитель Фонда уверял людей, что выплаты за квадратный метр будут производиться по рыночной стоимости – 50-55 тыс. рублей. И что мы видим? По словам Володина (на сайте Фонда информации об этом нет), по 652 дольщикам размажут 1,189 млрд рублей. В среднем, получается 1,8 млн рублей на дольщика или стоимость 36 кв. метров жилья. То есть, цена элементарной однушки, причем не в Волжском районе, а где-то на окраинах. А как же покупатели 2-3 комнатных квартир? Спикер Госдумы потчует людей какими-то совсем фантастическими цифрами, говоря о минимальной выплате в 1,73 млн и максимальной – в 3,3 млн руб. Простите, не бьется. Возьмите калькулятор и посчитайте сами – то, что Вячеслав Володин считает «минимумом», на самом деле – что ни на есть среднее. Обман? Идем дальше. В прошлый четверг люди настойчиво интересовались у  представителя Фонда, почему организация не хочет достраивать их дома? Ведь готовность дома №5 в «Победе» явно выше 80%, да и в доме №1 полно нераспроданных метров.  Чиновник в ответ мямлил что-то невразумительное, извиваясь как уж на сковородке. Дескать, обследование не завершено…мы еще не считали…но к марту вам обязательно скажем.
И тут вдруг такой рывок – за неделю все оказалось посчитанным, все экспертизы проведены и решение принято. Хотя в апреле, во время визита в Саратов глава Фонда Константин Тимофеев четко сказал, что, по крайней мере, дом №5 (а это больше 300 дольщиков) будет достраиваться.
«БВ» уже писал о том, что федеральная структура два последних года предпочитает отделываться от дольщиков рублем, оставляя квартиры себе. Но бывают и исключения. Например, с нижегородским ЖК «Квартал Европейский». Дольщикам двух домов со степенью готовности 37% и 75% Фонд, как обычно, намеревался всучить компенсации. Однако губернатор Глеб Никитин встал на защиту людей и обратился к зампреду Правительства РФ Марату Хуснуллину. В письме глава региона призывал Хуснуллина  «в целях недопущения роста социальной напряженности среди участников строительства данного объекта» решить вопрос «Квартала Европейский» в пользу достройки и завершить строительство как можно скорее – за год. После проведения независимых экспертиз были рассчитаны суммы, которые понадобились бы на компенсацию дольщикам и достройку объекта. Как оказалось, выплаты бы потребовали  961 млн рублей, а достройка – 934 млн рублей. Бюджетные деньги решено было сэкономить, достройка ЖК идет полным ходом, и люди уже въезжают в свои квартиры. Смотрим экономику «Победы». Она уникальна для Саратова, бюджетные деньги здесь вообще можно было бы не тратить, если бы минстрой и госдепы-кураторы ЖК умели считать. Год назад, как заявлял Николай Панков, на достройку домов нужно было потратить 600 млн рублей. Сейчас, даже при поднявшихся ценах на стройматериалы, стоимость достройки вряд ли превысит 850 млн рублей. Сравните с 1,189 млрд рублей компенсации – и почувствуйте разницу.
Идем дальше. В ЖК остались свободными около 25 тысяч кв метров жилья и нежилых помещений. Продажа их по рыночной стоимости – а сейчас это не меньше 70 тыс. рублей за метр, не только полностью окупает достройку, но и оставляет инвестора в солидном плюсе. А заодно и бюджетные деньги сберегает.
Так зачем же саратовским чиновникам затевать весь сыр-бор с Фондом, увеличивать пресловутую социальную напряженность и лишать людей надежд на квартиры? Ведь дольщикам, платившим ипотеку или использовавшим маткапитал, вообще ничего не достанется – все компенсации от Фонда будут прямиком перечислены банкам. Именно кредитные организации станут основными бенефициарами выделенного миллиарда.   Возможно, спикер Госдумы об этом ничего не знает, и о других вариантах саратовский минстрой ему просто не докладывает. А ведь чего проще было бы Павлу Мигачеву  посчитать за полтора года стоимость достройки, привлечь профессионалов – тот же «Шэлдом», например, и закончить дома. Без копейки бюджетных средств и даже без выделения компенсационных земельных  участков! Почему бы не предложить дольщикам создать ЖСК и не привести к ним настоящего, а не липового инвестора. С просчитанными сметами и гарантиями. Кстати, дом №5 при таком раскладе вполне можно закончить за полгода и летом новоселы уже могли бы делать в своих квартирах ремонт. Допускаем, что Вячеславу Володину во все строительные тонкости вникать некогда, но к бюджетным тратам ему, по определению, надо относиться жестче. Все-таки миллиард – не пыль в кармане. Но пока в Саратове обращения к Хуснуллину выглядят фантастикой, как и поиски инвестора  минстроем. Неужели саратовские чиновники так тесно переплетены с Фондом, что интересы государства и людей здесь вообще лишние?