Чиновники надули в Энгельсе газовый пузырь: как "нужные" перевозчики выиграли конкурс, оснастив автобусы бесполезными баллонами

Автобусные маршруты в Энгельсе фактически  поделили между собой два участника рынка. Только они заявили на своем транспорте газовое топливо, при том, что заправляться им в городе практически негде. Конкурс на право возить пассажиров завершился в пользу ООО «АРПО-транс» и ООО «Транзит», чьим соучредителем теперь выступает саратовский перевозчик ИП Игорь Деньжаков, и еще два ИП братьев Судаковых. В Энгельсе, как и в Саратове, прежние перевозчики лишились свидетельств в 2020 году по решению суда, так как получили эти документы без конкурса. В январе нынешнего года администрация ЭМР объявила новый конкурс и после долгих споров он все-таки состоялся. С весьма странным результатом. Оказалось, лишившись по решению суда возможности снимать перевозчиков с конкурса за любую царапину на корпусе автобуса представители администрации, похоже, нашли новый способ повлиять на выбор победителя. Подробности рассказала «БВ» юрист Гелена Алексеева.
В шкале оценки транспортных средств сохранился показатель, дающий перевозчику сразу 50 баллов на конкурсе за каждый автобус. Это наличие транспортных средств, работающих на метане. Вот здесь и вышел казус. Судя по положениям конкурса, Энгельс должен был превратиться в экологический город-сад, где кроме троллейбусов и автобусов на природном газе никакого другого общественного транспорта нет. Красивая картина, если не знать одного нюанса - в городе всего 3 газозаправочных станции, и только одна из них функционирует.
При таких условиях конкурс с самого начала должен был провалиться: кто согласится возить пассажиров, используя топливо, которое взять негде? Но такие перевозчики нашлись. Они и поделили между собой весь комплект энгельсских маршрутов. - Конкурс проводился удивительным образом. На вскрытии конвертов одна из заявок вообще не была вскрыта, - рассказала Гелена Алексеева. Присвоив одному из конвертов с заявками такой же регистрационный номер, как и предыдущему, чиновники в ходе процедуры вскрытия конвертов просто отложили его в сторону, решив техническую ошибку не исправлять. Но нарушение процедур, это еще только цветочки. Главный фокус состоял в 50 баллах за транспорт на метане. Условия конкурса, пояснила эксперт, сулили эти баллы за технику, чья работа на природном газе предусмотрена заводом-изготовителем. То есть это должны быть автобусы, для которых производитель с самого начала предусмотрел возможность перехода на новое топливо. - Насколько я понимаю, эти предприниматели, установили на свои новые дизельные низкопольные автобусы метановое оборудование. Поставили по 1-2 баллона, позволяющих ездить очень недолго, с сохранением перехода на дизельное топливо, - объяснила Гелена Алексеева. При детальном изучении обнаружилось, что в паспорте транспортных средств о метане нет ни слова, то есть, завод-изготовитель не предусматривал, что его автобусы будут ездить на чем-то, кроме дизельного топлива. Но изменения в конструкцию внесли и согласовали.
И неважно, что специалисты, знакомые с вопросом, уверены, что на спешно установленных газовых баллонах автобусы Деньжакова и братьев Судаковых продержатся остановок 5, а потом все равно придется перейти на дизель.   Впрочем, даже если они смогли бы ездить на метане как на основном топливе, ситуация была бы не лучше. При единственной заправке на весь город ставка на экологичность обернулась бы транспортным коллапсом. Но в заявках таких «гибридов» было указано аж 50 штук, что не оставляло другим участникам конкурса ни малейшего шанса на победу.
- Администрация написала то, что невозможно сделать. Такой, в кавычках, «город-сад». Мы понимаем, что есть правительственная программа по развитию транспорта на газомоторном  топливе. Но где они их будут заправлять? - задается резонным вопросом Гелена Алексеева. - Примонтировали по 50 баллов к каждой машине. А остальные энгельсские перевозчики, заявившиеся с реальными автобусами, остались за бортом. Наверное, был расчет на тот же маскарад, что и в Саратове, а в реальности по маршрутам поедет хлам. Маскарад с автобусами в Саратове случился в 2019 году, когда в городе с массой скандалов пытались найти перевозчиков вместо снятых с маршрутов по решению суда. После того, как свою долю маршрутов получили простые товарищества, аффилированные «Автокомбинату-2» Андрея Беликова, партию новых автобусов перекидывали с маршрута на маршрут вслед за рейдами чиновников, чтобы создать впечатление наличия качественного подвижного состава везде, где он нужен. Но теперь, когда уже и Беликов под судом, и «Автокомбинату-2» не позавидуешь, ошибки Саратова транслирует Энгельс, без проблем отдавший конкурсные баллы и маршруты за бесполезные в реальных условиях газовые баллоны на автобусах. Между тем, напоминает Гелена Алексеева, УГАДН уже требует, чтобы все характеристики транспортных средств были прописаны в маршрутных картах и следит за этим.
Если следовать правилам, с 12 июня по Энгельсу должны курсировать только экологичные автобусы с низким полом, с платформами для инвалидов и таким невиданным для всей Саратовской области благом цивилизации как кондиционер. И жители города, по идее, имеют право все это от перевозчиков требовать — и кондиционеры, и бегущую строку с названиями остановок, и валидаторы, а главное — метан в качестве топлива. Автобус пахнуть не должен.
- Больше того, должны быть машины новые, этого года выпуска. Энгельситов можно поздравить: Энгельс поедет круче чем Саратов. Если поедет, - заключает Гелена Алексеева. А оставшиеся за бортом перевозчики, которые готовы ездить по Энгельсу на том топливе, которым в этом городе можно без проблем заправиться, уже направили жалобы в УФАС.
Справка «БВ». Компании «АРПО-Транс» и «Транзит» перешли в распоряжение Игоря Деньжакова уже после объявления конкурса. Согласно ЕГРЮЛ, он и Валерий Цисельский в равных долях получили в свое распоряжение «АРПО-Транс» 15 марта, хотя на конкурс компания заявлялась еще в январе, при старых учредителях - Анатолии и Артеме Безбородко и Юлии Волковой. ООО «Транзит» они приобрели у Андрея Власенко чуть ранее, в конце февраля. Обе фирмы зарегистрированы в Балаково. ИП Андрей Судаков с 2012 года занимается пассажирскими перевозками и зарегистрирован в Энгельсе, его брат Сергей в статусе ИП ведет оптовую торговлю стройматериалами в Саратове с 2004 года.