Приватизация СПГЭС: экс-главе КУИ Саратова грозит 10 лет тюрьмы. Оправдают как Салееву?

Дело экс-председателя городского комитета по имуществу Дмитрия Кузьмина отправлено в суд. Ему вменяется незаконная передача в собственность ЗАО «СПГЭС» трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. Компания уже фигурирует не в одном уголовном деле, ею интересуется и генпрокуратура РФ. А гордеп Олег Комаров напоминает про инвентаризацию арендуемого ей муниципального имущества. Как сообщает СУ СКР по Саратовской области, предварительное следствие в отношении Дмитрия Кузьмина завершено. Он обвиняется в превышении должностных полномочий. По версии правоохранителей, в 2011 году он подписал распоряжение, которым из муниципальной собственности Саратова был исключен целый ряд подстанций и распределительных пунктов, которые затем перешли в частную собственность. Кузьмин родился в 1980 году, окончил СГАП по специальности «юрист», долгое время проработал в городском комитете по имуществу, в территориальном управлении Росимущества. Затем вновь вернулся в КУИ, сначала зампредом, а в октябре 2009 году сити-менеджер Вячеслав Сомов назначил его и.о. председателя. Занимавший это кресло Александр Афонин за день до этого был задержан по подозрению в получении взятки в 130 тысяч рублей. Когда именно в отношении Кузьмина было возбуждено уголовное дело, неизвестно, но тогда его действия квалифицировались как превышение полномочий с существенным ущербом, что грозило максимум четырьмя годами тюрьмы. Однако, чиновнику и этого, видимо, показалось достаточным, потому что он скрылся из города.
И только в 2015 его вместе с экс-сити-менеджером Александром Прокопенко объявили в международный розыск. Как тогда отметил зампрокурора Саратовской области Вячеслав Симшин, говоря о Кузьмине, «там какие-то поддельные печати». Производство по делу было приостановлено.
Однако в конце января 2020 года Дмитрий Кузьмин явился-таки к следователю и был сразу же помещен под арест в СИЗО. Теперь к его статье добавился подпункт, а деяние повлекло уже тяжкие последствия. И экс-чиновнику грозит от 3 до 10 лет тюрьмы. Срок давности по делу Кузьмина составляет 10 лет, однако так как обвиняемый бегал от следствия, срок давности считается с момента задержания или его явки. Где все это время скрывался Кузьмин, почему спустя 5 лет решил явиться к следствию и на что рассчитывает сейчас — остается загадкой. Впрочем, его бывший коллега Александр Прокопенко действовал по такой же схеме и сейчас находится под домашним арестом. Не исключено, что к этому Кузьмина подтолкнула смерть экс-мэра Саратова Олега Грищенко, чью семью называли номинальным владельцем ЗАО «СПГЭС», а также начатая в регионе деприватизация.
Любопытно, что ущерб, причиненный бюджету, - 35,6 млн рублей — оказался погашен. Кем и когда, следствие не раскрывает, однако невольно возникает вопрос, откуда у беглого чиновника такие деньги. Тем более, что вины своей Дмитрий Кузьмин до сих пор не признал. 
Напомним, что в прошлом году прокуратура и ФСБ заподозрили ЗАО «СПГЭС» в мошенничестве. Летом областная прокуратура заподозрила электросетевую компанию в выводе средств потребителей через виргинский офшор. Тем самым, по версии следствия, понесла 150-миллионный ущерб компания, продающая электричество СПГЭС — ПАО «МРСК Волги». В октябре дело о мошенничестве возбудило УФСБ. Чекисты установили, что в распоряжение ЗАО утекло более 2 тысяч кв.метров муниципальных объектов. Провернуло это ЗАО путем фальсификации документов и введением в заблуждение сотрудников мэрии.
Идет ли в данном случае речь как раз о Дмитрии Кузьмине и «поддельных печатях» - неизвестно. Хотя сдавшийся в январе 2020 года экс-чиновник вполне мог рассказать следователям что-то, ставшее основанием для возбуждения уголовного дела и в отношении СПГЭС.
Напомним, СПГЭС занимается обслуживанием городских трансформаторных подстанций и электролиний, которые арендует, поставкой электричества потребителям, а также техническим присоединением абонентов. Компанию принято было считать активом экс-главы Саратова Олега Грищенко, перешедшим после его смерти к близкому окружению градоначальника. По факту открытого владения и праву приобретательной давности компания пыталась отсудить у мэрии электросетевые активы и землю под подстанциями. С 2016 года такие иски шли в арбитраж уже валом, параллельно областная прокуратура засыпала исками СПГЭС и мэрию, не отдавая муниципальное имущество в частные руки. Похоже, именно эти обстоятельства и легли в основу возбужденного ФСБ уголовного дела. Имущество ЗАО и вообще, отношения данной компании с городской мэрией давно вызывают массу вопросов. Муниципальные сети и подстанции арендуются по демпинговым ценам. В 2005 году плату для ЗАО снизили со 103 млн до 24 млн рублей в год и с тех пор больше не повышали. В прошлом году после бурных дебатов, инициированных в том числе депутатом гордумы Саратова Олегом Комаровым, вопрос о методе расчета арендной ставки рассмотрели на Думе, в результате чего аренда муниципального имущества могла обойтись СПГЭС в 48 млн рублей. Хотя Комаров посчитал, что она должна составлять минимум 117 млн рублей. А коммунист Дмитрий Сорокин заявлял, что есть желающие платить за аренду и 360 млн рублей.  И до сих пор открытым остается вопрос о проведении инвентаризации сданного в аренду ЗАО имущества. По оценке чиновников, на это потребуется порядка 30 млн рублей и они до сих пор не найдены в бюджете. Хотя, считает Олег Комаров, инвентаризация может принести гораздо больше. 
— Если инвентаризации нет, как же могли определить методику расчета арендной платы? — недоумевает депутат. — Почему это не проверяет ни прокурор города, ни прокурор области? 
По мнению Олега Комарова, прокуратура города Саратова по поводу законности установления для компании арендной платы за городское электрохозяйство дала неоднозначный ответ. Депутат направил обращение уже в прокуратуру Саратовской области. Но если и подчиненные Сергея Филипенко не отреагируют на ситуацию с арендатором, который много лет на самых льготных условиях распоряжается не прошедшим инвентаризацию имуществом, но исправно выставляет горожанам тарифы, все письма пойдут уже в Генпрокуратуру РФ. Что касается Дмитрия Кузьмина, то сохранять оптимизм в сложившейся ситуации ему поможет история его последовательницы, также экс-главы КУИ Елены Салеевой. Проходящая по делу о превышении полномочий и получении взятки чиновница в апреле этого года была полностью оправдана. 
Справка «БВ»: ЗАО «СПГЭС» зарегистрировано в 1993 году, основной вид деятельности — передача электроэнергии и техприсоединение к распределительным электросетям. Сергей Козин является гендиректором предприятия с 2010 года. По данным сервиса www.list.org за 2013 год у ЗАО, уставной капитал которого составляет 9,1 млн рублей, 28 учредителей, среди которых 5 юрлиц (62%), 22 гражданина (23%) и один номинальный владелец (видимо, упомянутый офшор, 14,3%).  Выручка компании за 2019 год составила 3,5 млрд рублей, что ниже предыдущего года, когда компания заработала 3,7 млрд рублей. Чистая прибыль упала с 51,7 млн рублей до 14,3 млн рублей. В 2020 году компания выручила и того меньше - 3,4 млрд рублей, чистая прибыль - 14 млн рублей.