Гонки по вертикали: кто и как строит в Саратове детсады и школы и чем заканчивается чиновничья спешка

Социальные стройки остаются в Саратове больным местом уже много лет. Недавно чиновники получили очередную трепку от курирующего подобные проекты спикера Госдумы Вячеслава Володина. Выговоры становятся такой же традицией, как и срыв сроков сдачи детсадов и школ. Не исключено, что причина неудовлетворительного исполнения заказов в рамках нацпроектов – в странном выборе подрядчиков, с которых потом долго никто ничего не решается спросить.

На старт, внимание, марш на стройку!

Ускориться председатель Госдумы призывает последние несколько месяцев. То поликлинику в микрорайоне «Звезда» нужно любой ценой сдать до конца года, то ледовый дворец в Энгельсе — тоже в самый короткий срок. И неважно, что на стройплощадке в октябре был только каркас, а прошлогодний фаворит госзакупок ООО СЗ «Межрегионстрой» схлопотал сразу несколько банкротных исков. Региональные чиновники после нагоняя начинают деятельно спешить, но вся эта чехарда вызывает много вопросов. Недавно спикер потребовал ускориться и с возведением тубдиспансера. Исполнить 3-миллиардный заказ теперь нужно на год раньше, и «не в ущерб качеству». Новый срок строительства уже хором подтвердили и губернатор Роман Бусаргин, и глава областного минздрава Олег Костин. На объекте трудится ООО ПСС «Лесстр» семьи Гафановичей, ранее сооружавший новый пляж и школы.  Контракт с «Лесстром» подписали в сентябре, после того, как от выгодного объекта оттерли оскандалившуюся на набережной самарскую компанию «С.И.Т.И.» и питерский «Зодчий». При этом областное Управление капстроительства заключило контракт с «Лесстром» без конкурса вообще. В реестре портала госзакупок указано, что подрядчику перечислили 908 млн рублей, но никаких допсоглашений по срокам с ним не подписывали. Ничего не говорится и о том, есть ли на стройплощадке сейчас хоть какая-то активность. Несмотря на то, что работы должны вестись уже три месяца, ни одного подписанного акта сдачи-приемки работ нет. Похоже, что они еще толком и не начинались. Параллельно с диспансером «Лесстр» строит и другие соцобъекты, так что пресловутое ускорение со сроками – вопрос проблематичный. Какого «волшебного пенделя» ждет подрядчик – непонятно, но тубдиспансер в итоге может повторить судьбу инфекционной больницы, чей запуск неоднократно откладывался. Тем более, что Управлению капстроительства такие схемы давно знакомы. Сроки строительства соцобъектов регулярно срываются, но УКС, одной рукой сочиняя иск в арбитраж, другой пододвигает исполнителю очередной многомиллионный тендер.

Подрядчики уходят и не возвращаются

Если присмотреться к контрактам последней пары лет, картина вырисовывается нерадостная. Кто бы в Саратовской области ни возводил детсады, школы и поликлиники, есть во всех этих стройках нечто общее, а именно — с большинства площадок подрядчики уходят до исполнения контракта – по соглашению сторон, но с почти полностью полученными деньгами. Как выяснил «БВ», такой согласованный с заказчиком демарш дает простор для маневров в том случае, если придется отвечать за выявленные последующим исполнителем недоделки и исправлять их в рамках гарантийного срока за свой счет. Недаром же Управление капстроительства побежало сейчас в суды, хоть мытьем хоть катаньем пытаясь заставить «Межрегионстрой», «ПДПстрой» и других «партстроителей» заделать трещины в стенах и дыры в крышах. Теоретически досрочный разрыв договора на гарантийные обязательства исполнителя не влияет, но с одной оговоркой: если соглашением о расторжении контракта не предусмотрено иное. А что там предусмотрено, широкой общественности неизвестно. Такие документы в реестре контрактов на портале госзакупок не публикуются. Там отмечается только дата добровольного расторжения договора. И хотя, по-хорошему, не справившегося с объектом строителя надо бы заносить в реестр недобросовестных поставщиков, полюбовное соглашение этот шаг исключает. В таких радостных разводах с заказчиками замечены многие исполнители. Например, ООО «ПДПстрой», детище нынешнего главы района Дмитрия Плеханова. Из бизнеса Плеханов-чиновник по закону о госслужбе вышел, но в качестве строителя успел натворить многое.
Вот контракт на достройку бассейна при энгельсской школе №32 по улице Минская, 29. Договор на 43 млн рублей заключался 7 сентября 2020 года. Исполнение прекращено, при этом очень странно. При не изменившейся начальной цене, подрядчик выполнил работ на 45 млн рублей. Получил 43 млн и ушел. Первоначальная сумма отработана полностью.
Бассейн достраивает ООО «Стройстандарт», подписавшее в 2021 году 2 договора на 47,8 млн и 5,3 млн рублей. Оба контракта числятся исполняемыми, хотя сроки их уже вышли. Дом для сирот в Дубках «ПДПстрою» заказывало областное Управление капстроительства. Контракт на 60,7 млн рублей подписан 26 марта 2021 года. И расторгнут на стадии 8,8 млн рублей. Что с домом и когда дети-сироты справят новоселье — вопрос открытый. Новых аукционов не объявлялось. ООО СЗ «Межрегионстрой» аффилировано депутату Госдумы Андрею Воробьеву. Он эту компанию основал и до сих пор хранит ее от критики надежнее, чем любой магический талисман. О том, как выкручивались чиновники из саратовского МКУ «Капстроительство» с пристройкой к школе №5 в Заводском районе, чтобы не иметь к бывшей фирме госдепа вопросов, «БВ» уже рассказывал
Наследство Воробьева разгребал «Гранитпромстрой», которому в контракт вписали обязанность ликвидировать недоделки, если он их найдет. А контракт на эту пристройку, подписанный с «Межрегионстроем» 15 марта прошлого года по цене 159 млн рублей, расторгнут на стадии 158,3 млн рублей. Подрядчику выписали 10 млн рублей штрафов. Но сдать объект вовремя это, похоже, не помогло. Правда, «Гранитпромстрой» все-таки завершил пристройку, на что понадобилось еще 231,8 млн рублей.
А что с другими осиротевшими объектами Воробьева? Пристройку к детсаду в Балашове подрядчик брался возводить в феврале прошлого года за 105,2 млн рублей. Работы прекращены на стадии 103,8 млн. Пристройка с бассейном к школе №84 по улице Южно-Зеленой в Саратове, ценой 67,3 млн рублей, завязла в стадии "исполняется", хотя сдать объект предполагалось в конце прошлого года. В исполнении остается и ледовый дворец в Энгельсе, который то ли пора, то ли не пора сдавать в конце этого года. Сроки сдачи ужимали вопреки всему. Официально контракт по-прежнему действует до 31 декабря 2023 года.

Дела наши СКВЕрные

СК «Система» Дмитрия Дулепина большую часть своих контрактов исполнила. Школы и стадионы застройщик ремонтировал и строил исправно, а вот с благоустройством общественных территорий его заказчикам везло меньше. Так, контракт с администрацией Заводского района от 15 апреля 2020 года на реконструкцию сквера имени Марины Расковой оказался расторгнут. Из 108,5 млн рублей отработано 102,8 млн. Благоустройство площади Кирова заказывал Комитет дорожного хозяйства и транспорта Саратова 12 мая 2020 года, за 198,6 млн рублей. Отработано было 198,5 млн. Подрядчику выписали штраф 738,8 тысячи рублей за срыв сроков и отпустили с миром. Чемпион по контрактам на общественные территории — небезызвестное ООО «ИСМ-инвест», которым владеет Сабир Мубариз Оглы Ибрагимов. Компания успешно осваивала гранты Минстроя, выделенные районам области на благоустроительные проекты. Результаты: Козий парк в Красноармейске - из 69,3 млн освоили 64,4 млн и распрощались. На прощание подрядчику выписали штраф почти на 700 тысяч. Парк имени Куйбышева в Балашове - из 67,9 млн рублей - 64,3 млн. Штраф 60,8 тысячи рублей и расставание по соглашению сторон. Проект «Хлебная пристань» в Марксе - освоено 70,5 млн рублей из 71 млн, штрафов нет. Зато есть уголовное дело на переплативших подрядчику чиновников. Исполнитель подал на самобанкротство.

Подрядчик уголовно-исполнительный

Но все эти разорванные по взаимному согласию обязательства не могут сравниться с тем размахом, с каким в Саратове заключало и расторгало договоры АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Управление строительства №3 ФСИН РФ». Этот подрядчик, пользуясь своим особым статусом, позволяющим ему не участвовать в закупочных процедурах вообще с одним только Управлением капстроительства успел подписать 20 контрактов ценой несколько десятков млн рублей каждый. В том числе уголовно-исполнительный подрядчик якобы готовил документацию на строящиеся сейчас поликлиники в райцентрах. И почти все контракты на проектные работы были расторгнуты примерно за 1 млн рублей до финала. Проект поликлиники для Базарного Карабулака, по подписанному 8 ноября прошлого года контракту из 9,7 млн рублей отработано 8,9 млн. Поликлиника в микрорайоне «Звезда», та самая, с которой так торопит спикер Госдумы - из 8,4 млн рублей подрядчик отработал 7,8 млн. Но доводить до ума брошенные УС-3 ФСИН документы пришлось институту «Саратовгражданпроект». А документации на поликлинику в «Звезде» понадобилось аж две экспертизы перед тем, как ее можно стало использовать.
Впрочем, документацией дело не ограничивалось. К саратовской набережной ФСИН-подрядчик тоже успел приложить руку. Контракт на благоустройство территории в районе причальной стенки от примыкания двухъярусной набережной до улицы Валовой, ценой 28,9 млн рублей, был подписан 5 августа нынешнего года с комитетом инженерной защиты Саратова. И расторгнут 17 октября, когда отработать успели 27,6 млн рублей.
То же самое произошло с контрактом на капремонт школы №84 по улице Южно-Зеленой, который подписали 27 июля нынешнего года. Стоили работы 20,6 млн рублей, из которых подрядчик успел отработать 15,9 млн перед тем, как администрация Заводского района решила с ним расстаться. Штрафы за срыв сроков перевалили за 110 тысяч. Школе на Южно-Зеленой вообще не везет. «Межрегионстрой» возводил к ней пристройку и оба его контракта зависли в стадии исполняемых, УС-3 взялось пристройку доделывать и ушло с площадки, когда из 109,6 млн было освоено 106,8 млн рублей. С ремонтом, как видим, тоже не все получилось. Резонный вопрос, каково сейчас учиться в этой школе? Самый громкий прекращенный контракт УС-3 – это строительство культурного центра в Балаково. Из 174,9 млн рублей подрядчик не отработал ни копейки. Штрафы за просрочку составили больше 317 тысяч рублей. Но уход исполнителя со стройплощадки произошел по соглашению сторон. А культурного центра в Балаково так и не появилось. Теоретически, готов он должен быть к декабрю следующего года. Если, разумеется, опять не поторопят из Москвы. Денег в Саратовской области на соцобъекты и создание воспетой Минстроем РФ комфортной среды хватает. Щедрость федерального центра пока регион не подводила. Но попытки «залить деньгами» многолетние проблемы к хорошему, кажется, не приводят. Финансовые потоки распределяются между подрядчиками с минимумом штата, о чем свидетельствуют данные ФНС по большинству исполнителей, тендеры не проводятся вообще или завершаются подписанием контракта с единственным заявителем. Социальные стройки зависают в исполнении, сроки срываются, при этом призывать исполнителя к ответу заказчики не спешат. Максимум – штрафуют, но расстаются всегда по соглашению сторон и не скупятся на новые договоры. Сейчас «партстроители» строят те самые поликлиники, что проектировало-недопроектировало ФСИН. Из федерального центра прилетает очередной разнос. Чиновники разводят руками. Периодически кто-то из заказчиков бежит в суд и пытается заставить подрядчика хотя бы починить то, что в новом здании трескается, протекает или проседает. Только много ли от этой суеты появится в регионе качественных детсадов и школ?