Реновация, расселение, реставрация - как далеко готов Вячеслав Володин зайти в попытках улучшить облик Саратова, но не жизнь в нем

2021 год ознаменовался для Саратова и области целым рядом масштабных проектов, связанных с недвижимостью. Город узнал о московском звере реновации, вздрогнул от сумм и сроков реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья. И со скепсисом взирает на руины театра оперы и балета, не говоря уже о качестве реставрации объектов культурного наследия в Хвалынске и Падах. Особняк Александровского, выкупленный фондом, близким к депутату ГД РФ Николаю Панкову - исключение. Модное в столице слово реновация в этом году как никогда часто звучало и в Саратовской области. Глава правительства Саратовской области Роман Бусаргин даже подписал положение о комплексном развитии территории жилой застройки в регионе. Ради реновации теперь снести можно и дома, построенные до 1975 года, и деревянные бараки, и 4-этажные хрущевки.  Что вполне логично: Саратов - город со старинной застройкой, за которой в основном никто не следит, а земля в центре под разрушающимися домами всегда востребована и стоит дорого. Отсюда и решения, когда под предлогом реновации под снос идут и вполне себе крепкие дома. Но в центре города.  Гораздо печальнее дело обстоит с программой переселения из ветхого и аварийного жилья. "БВ" неоднократно писал о том, что сроки ее выполнения не соблюдаются на протяжении уже многих лет. Валерий Радаев еще в 2019 году подписывал соглашение о ее досрочном исполнении в 2021 году. В начале же этого года спикер ГД РФ Вячеслав Володин заявил о том же, причем в его исполнении досрочно звучало также - 31 декабря 2021 года. 
— Мы с вами программу, которая должна быть завершена до 1 сентября 2025 года, решим до конца текущего года, не только раньше времени, но и качественнее, — заявил он тогда со своей страницы в Instagram.
В принципе, спикера никто за язык не тянул. Но, предвыборная кампания,  видимо, обязывала делать громкие заявления.  Чтобы воплотить эти идеи в жизнь, Саратову обещали дать 2,8 млрд рублей. Этого должно быть достаточно, чтобы дать квартиры 2 тысячам семей и расселить 243 дома. Мэрия Саратова радостно стартовала, аврально списывая в ветхие все дома в центре города, которые не успели обзавестись табличкой «объект культурного наследия». 
В начале февраля пришли и деньги и даже больше обещанного — аж 3,2 млрд рублей. Но тут даже лояльные депутаты облдумы задались вопросами по поводу их освоения. Чиновники минстроя так и не смогли ответить, сколько уже денег потрачено на программу и сколько расселено квартир. Без ответа остались и вопросы о реализации намерения «пятилетку за год».
Тем более, что уже тогда было понятно, что саратовские застройщики не выдерживают и нормальных темпов программы. «БВ» писал, что на начало года запланированные экспресс-стройки пролетали по срокам, а застройщики не успевали сдать даже 617 квартир в противовес запланированным двум тысячам. Застройщики же с большой неохотой принимали участие в торгах, считая программные цены на квартиры заниженными. По мнению участников рынка, себестоимость квадратного метра должна быть минимум 30 тысяч рублей, а по муниципальным контрактам она дотягивает только до 16 тысяч.  Спешно объявленные реновация и комплексная застройка территорий могли бы помочь в этом вопросе, однако и они, в отличие от Энгельса, в столице Поволжья продвигаются ни шатко, ни валко.  Да и застраивать их практически некому - старейших застройщиков массово настигли банкротства. Кстати, в том числе благодаря участию в госзакупках, а новые фавориты не выдерживают. Тем более, что одновременно в регионе были запущены несколько крупных проектов, типа инфекционной больницы. Не говоря уже о том, что такими объемами как 100 тыс. кв.м. сданного жилья (в  среднем 2 тыс. квартир) ни один - хоть новый, хоть старый - застройщик в Саратове похвастаться не может. 
Видимо, поэтом в октябре провалилась целая серия аукционов (аж 50) на приобретение жилья для переселенцев из аварийки и социально незащищенных категорий граждан сразу в двух городах - Саратове и Энгельсе. После чего чиновники все-таки сдались и перенесли на год программу расселения. Тем более, что выборы закончились и нужда в громких обещаниях отпала. 
Хотя, видимо, не для всех. В ноябре глава облправительства Роман Бусаргин при посещении микрорайона «Городские просторы» сообщил, что именно сюда до конца года въедут упомянутые 2 тыс. семей. Однако, по данным БВ, пока речь идет в основном лишь о сиротах: именно их жилье обсуждают на рабочих совещаниях в правительстве. О переселенцах с конца осени - ни слуха, ни духа. А по данным ИА Версия-Саратов, на конец года так и числятся не сданными три дома для переселенцев в Заводском районе. Застройщик - ЗАО «Саратовоблжилстрой» Леонида Писного. Он, по слухам, уже находится за пределами России.  Вячеслав Володин, конечно, грозил саратовским чиновникам карами небесными в случае не сдачи программы. Обещая, что при этом придется возвращать выделенные средства в федеральный бюджет с последующим штрафом и отказом в новых траншах. Однако, что на самом деле происходит с финансами - тайна, покрытая мраком. По данным источников "БВ", в Фонде содействия реформированию ЖКХ, который финансирует программу переселения, Саратовская область находится на плохом счету. И Роману Бусаргину пока не слишком хорошо удается доказать Константину Цицину и Сергею Степашину собственную состоятельность. Губернатор Валерий Радаев накануне Нового года и вовсе пребывает в радужных мечтаниях. На недавнем заседании облдумы он заявил, что у региона нет никаких хвостов и скоро столица отвалит еще 7 млрд рублей на переселение.
- Мы с 2007 года прошли три этапа программы по переселению из аварийного и ветхого жилья.  И никаких хвостов у нас нет, у нас есть незавершенное строительство. Мы вошли в следующую программу - это еще 7 млрд рублей на аварийное жилье, - сообщил чиновник. 
На этом фоне уже мелочью кажутся миллиарды и миллионы, выделяемые под эгидой Вячеслава Володина и со скрипом осваиваемые на реконструкцию театра оперы и балета, безобразную реставрацию усадьбы Нарышкиных и краеведческого музея в Хвалынске. Счастливое исключение в этом перечне - лишь реставрация усадьбы Александровского в Саратове. И то, видимо, потому, что у ДОМ.РФ ее выкупил фонд, ранее аффилированный депутату ГД РФ Николаю Панкову. А деньги, по данным инсайдеров, вложил другой депутат ГД, москвич из пула покойного Юрия Лужкова, Владимир Ресин В целом, анализ всех начатых и завершенных по инициативе спикера проектов в Саратовской области позволяет сделать один вывод. Саратов и правда нуждается в реконструкции-реставрации, однако начата она с хвоста. Вместо возрождения промышленности, развития бизнес-инициатив, деньги вкладываются в социалку, культуру и строительство - те области, в которых Вячеслав Володин традиционно обладает крепкими связями в федеральном центре.  Однако, как справедливо спрашивали саратовцы в комментариях под его постами, кто же будет посещать театры, скверы и гулять по набережной, если в городе и области элементарно нет работы, и жители массово покидают регион. А остающиеся - не  стремятся заводить детей.  По абсолютной убыли населения (миграция плюс разница  между рождаемостью и смертностью) Саратов уже занимает первое место в России. По данным на 30 декабря этот показатель равен 26 908 человек. 
Отметим, что инициативы Володина портит не только плохая проработка, но и реализация на местах. Чего не хватает саратовским чиновникам для их выполнения - остается загадкой. Однако можно точно сказать, что развитие вряд ли возможно там, где за принятие решений отвечает один единственный человек. Выстроивший за последние годы под себя всю властную вертикаль в регионе. Поэтому, может, и боятся чиновники что-то делать - а вдруг ошибутся? Ведь в Саратове инициатива наказуема, а шаг вправо или влево расценивается как попытка к бегству с последующим расстрелом. 
В 2022 году регион ждет очередная выборная эпопея - и губернатора, и облдумы. Вячеслав Володин в этих процессах активно вряд ли будет участвовать, однако не исключено, что поддержит земляков очередными громкими проектами. Ведь слово - еще не дело.