В числе 90 упомянутых компаний есть те, чьи названия в последнее время на слуху. Например, ООО «Оптима», АО «Саратовоблжилстрой», ООО СК «Новый век», ООО СЗ СК «Система», ООО «Дорстрой», а также целая плеяда саратовских сельхозпредприятий.В этом списке также перечислены некоторые активы группы компаний «Букет» - АО ТД «Тролза-Маркет», ООО «Тролза-Маркет», ООО «В2В-Девелопмент», АО «Город в городе». Напомним, ее бенефициар Владислав Буров является также совладельцем «НВКбанка» (19,9%), который, в свою очередь, активно выдавал кредиты его родственникам. Кстати, интерес к счетам и переводам аграриев может быть не случаен. Арестованному недавно председателю правления «НВКбанка» Владимиру Кравцеву приписывают родство с экс-министром сельского хозяйства Татьяной Кравцевой. В связи с этим не исключено, что правоохранители глубоко погрузятся и в аграрно-кредитную тему. Вопрос - как история с банкротством НВКбанка затрагивает интересы спикера Госдумы РФ, пока остается открытым. Хотя израильский портал «Isra Invest» считает, что банк якобы является «одним из многолетних кошельков Вячеслава Володина».
Источник утверждает, что кредитная организация использовалась «для заведения федеральных бюджетных денег по государственным контрактам с казенными учреждениями». Аналитики портала полагают, что «распределение государственных средств на «нужды» малоизвестных региональных компаний - клиентов НВК банка не возможны без участия выходцев из Саратова - высокопоставленных руководителей Минфина и Государственной казны с высокими чинами».Проведя анализ юрлиц из базы заемщиков НВКбанка, источник пришел к нескольким выводам. Так, из 76 клиентов 33 компании на 19 марта 2020 года являлись активными участниками системы госзакупок. Совокупный размер государственных контрактов по ним составил 22,7 млрд рублей. При этом кредитный портфель банка составлял 9,8 млрд рублей. Приводимый порталом перечень этих участников практически полностью совпадает со списком предприятий, в отношении которых информацию о ЦБ запросил конкурсный управляющий. Аналитики также делают выводы о том, что именно за счет средств госконтрактов и остатков на счетах НВКбанк формировал свою клиентскую политику. При этом он вел рискованную политику на рынке ценных бумаг, а также при выдаче кредитов без обеспечения или под обеспечение госконтрактами. При этом 41 кредит, по данным источника, был выдан с превышением 90-миллионного лимита на одного заемщика. Еще 23 клиента имеют более пяти кредитных договоров на одно юрлицо.
Причем банк нарушил запрет на выдачу кредитов аффилированным юрлицам. В их числе — связанные по учредителю компании ООО «Веста М» (21 кредитный договор на сумму 246 млн рублей), ООО «Арзу» ( 61 договор на 429 млн рублей), OOO «Гамма 2004» (4 договора на 20 млн рублей).Учредителем первой является Наталья Конычева, а двух последних - Фаик Агадашев. При этом Наталья Конычева в период с декабря 2015 по сентябрь 2016 года возглавляла принадлежащую Агадашеву ООО «Афина». Все эти лица упоминались в истории с межеванием земель НИИ Юго-Восток в феврале 2016 года. ООО «Веста М» и ООО «Арзу» есть в перечне компаний, информацию по платежам которых предоставит ЦБ РФ. Аналитики портала отмечают, что самым крупным получателем госконтрактов в портфеле клиентов-заемщиков банка является ООО «Тролза-Маркет». На него приходится 40% или 9,2 млрд рублей из полученных госконтрактов. А согласно отчету инвентаризации конкурсного управляющего основным контрагентом по госконтрактам выступает Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы с суммой в 3,02 млрд рублей. Среди клиентов-заемщиков, имеющих госконтракты с суммами свыше 1 млрд рублей и контрагентами казенными организациями по строительству дорог в Саратове и Саратовской области. Аналитики портала особо выделили следующие: ООО «Альфа-рекорд» (66 контрактов на сумму более 1 млрд рублей), ООО «ДП №6» (14 контрактов, 1, 95 млрд рублей, ООО «Калининское ДРСУ №1» (46 контрактов, 1,97 млрд рублей), ООО «Оптима» (67 контрактов, 1,97 млрд рублей), ООО «Сартехстрой» (2 контракта, 1,4 млрд рублей), ООО «Тролза-Маркет» (49 контрактов, 9,2 млрд рублей), ООО «СЗ СК Система» (189 контрактов, 2,9 млрд рублей). Источник обещает подробнее рассказать о структуре госконтрактов этих и других компаний-клиентов «НВКбанка» в следующих материалах. Напомним, что буквально на прошлой неделе под стражу был заключен председатель правления банка Владимир Кравцев: его обвиняют в особо крупном мошенничестве, из-за чего из банка за рубеж было выведено активов на сумму 2,9 млрд рублей. Учитывая практику привлечения к субсидиарной ответственности владельцев банкротящихся финансовых организаций, не исключено, что дело дойдет и до самого Владислава Бурова. Тем более, что он, по информации «БВ», в отличие от большинства владельцев банков-банкротов, до сих пор находится в России.
Справка «БВ». Уголовное дело по факту мошенничества с деньгами «НВКбанка» завели в июне этого года. Поводом для этого стала прокурорская проверка, выявившая утечку средств в 2016-2017 годах, в том числе через выдачу сомнительных кредитов. Сам банк лишился лицензии 24 января этого года и уже 23 марта стал банкротом с открытием конкурсного производства. В одно производство с делом «НВКбанка» объединено уголовное дело о мошенничестве в отношении неустановленных лиц, действовавших от имени клиента банка, ООО «Меркурий-Л». В августе инвентаризация имущества «НВКбанка» выявила недостачу его недвижимости на сумму 154 млн рублей. Учтенная банковская собственность потянула на 455 млн рублей.