В главе «Обыкновенный вождизм» источник утверждает, что в политических кругах региона Володина называют или исключительно по имени отчеству (все и так понимают, о ком речь), или Начальником и Солнцем. Издание уверено, что в регионе процветает система доносительства, а любое сомнение в лояльности может стоить чиновнику карьеры. В итоге на Саратовщине якобы процветают манипуляции, интриги и фаворитизм- все ради близости к «телу» и бюджету.Фаворитов, по версии Росбалта, два - депутат ГД РФ «напористый портфеленосец» Николай Панков, несколько сдавший позиции в последнее время, и, наоборот, усилившийся конкурент в лице губернатора Валерия Радаева. По данным источника, деятельность обоих население оценивает негативно, но им самим работа в системе якобы позволяет пользоваться благами в виде госконтрактов, грантов, аукционов. При этом, считает издание, без согласования главного лица или его прямого указания не обходится ни одно, даже, казалось бы, самое незначительное назначение. - Чем чаще федеральные эксперты ставят под сомнение влияние Володина в масштабах страны, тем глубже и дотошнее он старается контролировать все управленческие процессы в Саратовской области, - констатирует источник.
В качестве примера он приводит кадровую политику- все кадровые телодвижения в регионе якобы согласовываются с Володиным, а чиновники пребывают в анабиозе, ничего не решая. В итоге «любые договоренности местной бюрократии с инвесторами обнуляются по прихоти вождя или, например, инициируется процесс деприватизации частных активов».- На практике это значит выборочно репрессировать по имущественному признаку — ради смены владельцев, удовлетворения амбиций и на потребу стремительно левеющего избирателя, - констатирует издание. Источник, изучив саратовские СМИ, делает вывод, что в регионе отсутствуют социальные лифты, процветает бесправие и постоянная угроза незаконного преследования. Население при этом целыми поселками уезжает на заработки в другие регионы, зато действует прослойка теневых долларовых миллионеров. Таковыми издание называет «видных панковце-единороссов Андрея Воробьева, Гагика Киракосяна, Дмитрия Плеханова, а также «радаевца» Дмитрия Дулепина». Вузы также встроены в партийную вертикаль, а АП поражают массовость январские протесты в Саратове, который «на протяжении нескольких лет стабильно входит в тройку самых вымирающих регионов России». Подробнее издание останавливается на фактах отчуждения через суд имущества предпринимателей «по инициативе и при поддержке Вячеслава Викторовича», вспоминая о национализации земель бывшего авиационного завода, зданий Крытого рынка, кинотеатра «Победа», участков одноименного жилищного комплекса, площади рядом с речным вокзалом. Причем последнюю Володин же и тогдашний губернатор Дмитрий Аяцков продали на первом в стране земельном аукционе. Источник при этом говорит о двойных стандартах: деприватизации избежали жировой комбинат, троллейбусный завод и «НВКбанк», «еще недавно принадлежавших Владиславу Бурову, партнеру вождя и, как считается, одному из балансодержателей его капиталов».
Источник говорит о монополизации финансовых потоков в АПК и концентрации их в руках лояльных сельхозпроизводителей. Росбалт приводит версию о том, что структуры Бурова получили 36 млрд рублей кредитов в «Россельхозбанке» под 6-7% годовых, которые были переведены в «НВКбанк» и выдавались его клиентам под 20% годовых. Источник посчитал, что маржа могла составить порядка 4 млрд рублей. «Солнечные продукты» Бурова также получили львиную - 1,2 млрд из 1,5 млрд рублей - компенсаций минсельхоза РФ, выделенных на весь регион. Сейчас буровский холдинг банкротится, а предприятия ушли под контроль «Русагро» Вадима Мошковича.Протекционизм, считает источник, процветает и в строительной отрасли региона. Неугодными стали «Шэлдом» и «Новый век». - Не без участия прокуратуры области, других надзорных и бюрократических структур блокируются инвестиционные площадки, не выдаются разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов — жилья и коммерческой недвижимости, - резюмирует издание вновь возвращаясь к деприватизации на примере кинотеатра «Победа» и констатируя, что в регионе «насаждается культ ненависти к предпринимательству». - Для того, чтобы потерять создаваемый десятилетиями бизнес, достаточно будет прогулки или каприза Володина, - уверен «Росбалт». И описывает визиты спикера в регион как многочасовой моноспектакль с вкраплениями бэк-вокала.
- Аудитория, как правило, состоит из элиты и бюджетников, поэтому даже стилистически адаптировать речь не нужно, - отмечает издание, отдельно выделяя «сеансы гигантомании и футурологии вроде нового моста через Волгу и будущего скоростного трамвая, о чем говорится на протяжении уже добрых 15 лет». Все, что требуется областным и городским чиновникам при этом - «быть на подпевках».При этом «создается целая мифология о великом благотворителе и подвижнике земли Саратовской»: о проектах Володина говорится, что они благотворительные, хотя спикер всего лишь пользуется своей осведомленностью о финансировании региона по линии нацпроектов и федеральных программ. Успешно поддерживается миф за счет медиапула, подконтрольного Николаю Панкову. Хотя случаются и проколы в виде стройки инфекционного центра якобы за счет благотворительных средств, собранных всем миром. Или встрече на улице с ветераном труда Анной Полуйко, превратившейся в «политический скетч, вышедший из-под контроля». Издание видит разницу в поведении Вячеслава Володина в столице и в Саратове. В Москве он «позиционирует себя «ястребом» во внешней политике и консерватором — во внутренней, льстит лидеру страны, дает маловразумительные и косноязычные комментарии прессе».
- В родном же городе ему создали стерильные, практически инкубационные условия. Он там князь, единственный субъект власти и силы. В легальном публичном поле Саратова нет ни оппозиции, ни фронды. И Володин, наверное, ждет от своих саратовских клиентел зеркального отношения, в частности, беспрекословного послушания и гарантий электоральной поддержки, - считает источник.И называет коммуниста Николая Бондаренко политическим суррогатом, специально выращенным спарринг-партнером для Володина, «призванного, видимо, легитимизировать безоговорочную победу Начальника на сентябрьских выборах». И задаваясь вопросом, будут ли и в этот электоральный цикл применены привычные для Саратова выборные технологии. Или же без них обойдутся, тем более, что Володин уже назвал победителей праймериз - «по сути, фамилии будущих депутатов Госдумы от Саратовской области». Напоследок источник отмечает, что при полном равнодушии к массе банкротящихся предприятий саратовские налоговики отказались от идеи обанкротить крупнейшего производителя троллейбусов в стране ЗАО «Тролза», решив, видимо, забыть о многомиллионной недоимке.
- Неужели слухи о том, что за «Букетной» империей Владислава Бурова стоят совсем другие люди, оказались правдой? Ведь кто еще может по душам поговорить с налоговиками и попросить решить проблему? Так или иначе, заступничество за бизнес в Саратовской области еще долго будет носить однобокий характер. Да и самому региону, похоже, так и предстоит остаться коммерческим проектом одного единственного лица, - делает вывод издание.