События года: саратовские проекты, прожекты, разочарования и схемы

Подводя итоги года,стоит отметить, что для Саратовской области он ознаменовался немыслимыми по размаху и финансированию проектами. Часть из них уже реализуется, часть — готовится на следующий год, а часть пока все-таки остается на бумаге. По своему масштабу идеи сравнимы с предложениями Дмитрия Аяцкова в бытность его губернатором. Может быть потому, что сейчас их основным идеологом выступает спикер ГД РФ Вячеслав Володин, в 90-е работавший со знаменитым губернатором сначала в саратовской мэрии, а потом и в здании на Московской, 72. Хотя, как всегда, сказывается человеческий фактор и целый ряд проектов то и дело спотыкается о нерадивых исполнителей. И это объяснимо - Аяцков был тут, близко, а из Москвы каждую мелочь не проверишь. Проектом года, по версии «БВ», можно считать идею создания саратовской агломерации. Об объединении Саратова и Энгельса речь ведется не первый десяток лет, однако в этот раз Саратов решили приращивать территориями Саратовского района. Правда, Багаевку и Красный Текстильщик ввели в состав Саратова фактически под конвоем, Александровке удалось этой участи избежать, возможно, благодаря крупному промпредприятию, которое в статусе сельского жителя чувствует себя лучше. Про Энгельс пока тишина, зато агломерациями решили стать Балаковский и Балашовский районы. Как всегда, губернатор Валерий Радаев при этом обещает, что станет лучше, пока не понятно, чем. Эксперты ДОМ.РФ не считают необходимым «идти в поля», но утверждают, что объединение Саратова, Энгельса, Саратовского и Татищевского районов могут придать ускорения местной экономике. И - претендовать на участие в крупных дорожно-строительных проектах и большем федеральном финансировании.  Прожектом года можно назвать разработку концепции застройки территории старого саратовского аэропорта в центре Саратова. Аж на пять сессий ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» растянули обсуждения с экспертами, вовлекая в проект чуть ли не весь исторический центр и даже остров Зеленый. Апофеозом всего этого стал международный конкурс градостроительных проектов, участие в котором приняли именитые фирмы и архитекторы. Однако земля в аэропорту до сих пор остается в аренде у «Саратовских авиалиний», которые через суд добились от городского КУИ согласования плана земельных участков, а в перспективе могут претендовать на первоочередной выкуп земель аэропорта. Что, кажется, несколько портит радужные картины, нарисованные московскими исполнителями. И явно удлиняет сроки реализации любых задумок.
Чтобы начать их быстро и безболезненно, видимо, бюджету придется расстаться с крупной суммой денег. Или же кто-то сядет в тюрьму.
Супер-номинация этого года - «стройки». Их в 2020 году — на любой вкус: от сноса частного сектора и дальнейшей застройки центра Энгельса многоэтажками до возрождения из мертвых Дворца водных видов спорта. Однако безусловное первенство — и это подтверждают и федеральные издания — у экспресс-строительства бассейна в Перелюбе и велодорожки к месту приземления Юрия Гагарина. Их объединяет один факт: обе были начаты еще до того, как были объявлены тендеры на строительство. Причем в итоге выкопать и замуровать в плитку бассейн подрядчикам предстояло за две морозные недели декабря. Чем не рекорд!
Продолжает эту тему номинация «неожиданность года», а точнее - строительство детского сада в Энгельсе без центральной канализации. Стройку с септиком, уже окрещенной «детской неожиданностью» получила компания, аффилированная облдепу Андрею Воробьеву. Он неожиданно вошел в фавор у госдепа Николая Панкова и, кажется, претендует на кресло в Госдуме РФ. Что ж, деньги и правда не пахнут, тем более, что на выборы их потребуется не мало. 
Продажей года можно смело считать объявление на Avitо от продавца «Активы Сбербанка». Целых два часа он предлагал купить здание ТЦ «Триумф-Молл» за 6 млрд рублей, сообщая, что кроме здания у собственника есть и права на земельный участок. Владельцем ТРЦ является ООО «Инвестиционно-ипотечная компания», которая находится в Москве, но имеет саратовский ИНН. Учредителем выступает кипрский офшор «Молл проджект ко.лимитед». Конечным бенефициаром ТРЦ значится Mirland Development, которая входит в состав израильского холдинга Fishman Group, подконтрольную предпринимателю Элиэзеру Фишману (родился в СССР) и его супруге.  Разочарованием года стала «реконструкция» саратовского театра оперы и балета, тендер на которую проваливался несколько раз, были жалобы в УФАС, столкновения московских и питерских, но в итоге победило столичное ООО «Адепт строй». Чувствительные сердца театралов замерли от ужаса, когда началась эта «реставрация», по сути, превратившая красивейшее здание Саратова в руины. После волны возмущений реставраторы из Москвы стыдливо прикрыли их строительным занавесом, однако картина и масштаб увиденных разрушений на долго запомнится горожанам.
Теперь все замерли в предвкушении того, что же в итоге получится из театра после реконструкции. Не добавляет оптимизма и то, что представитель компании-подрядчика, по версии УФСБ, пытался дать взятку одному из чекистов дабы тот повлиял на областное управление капстроительства и заставил подписать акты выполненных работ. И хотя сумма взятки относительно не велика — 6 млн рублей — поневоле заставляет задуматься сам факт: если уже на этапе сноса подрядчик раздает взятки за нужные подписи, что же будет дальше. И в каком виде горожане получат любимое детище?
Продолжает тему номинация «потеря года» и остановка производства холодильников на старейшем предприятия Саратова - «СЭПО». Причем, ходили упорные слухи о его покупке близким к «Ростеху» банкиром и промышленником Виктором Григорьевым. Руководство завода вело переговоры с производителями холодильников «Дон» и «Бирюса», однако в итоге руководство «СЭПО» заявило, что попробует справиться с запуском производства собственными силами. Как обычно, - после разноса, устроенного Вячеславом Володиным.  Схемки, схемы и схематоз — все эти слова обозначают следующую номинацию «БВ», тем более, что они успешно использовались в этом году в отношении транспортной сферы Саратова и Энгельса. Так, в апреле выяснилось, что массовая вырубка деревьев в Саратове подозрительно совпадает с расположенными в транспортной схеме парковочными карманами. Хотя сама эта схема на тот момент законной силы не имела, не будучи утвержденной.
Гораздо более интересными схемами отличилось городское транспортное управление, в этом году аж три раза объявлявшее конкурс на право осуществления пассажироперевозок. Но вот беда, раз за разом мероприятие срывалось. Стали тому причиной «косяки» организаторов, или же в участники рвались те, кто не имеет отношения к простым товариществам экс-облдепа Андрея Беликова, пировавших на улицах города все предыдущие годы, неизвестно. Однако в декабре итоги очередного тендера так и не были подведены.
Зато в областном минстрансе порядок наводится твердой рукой облпрокуратуры, выяснившей, что пассажироперевозки по региону осуществлялись по «письмам счастья» от минтранса, не удосужившегося провести новый конкурс. После того, как вступили в силу поправки в законодательство. Бесконечные суды — символ транспортного схематоза уходящего года.